Один абсолютно счастливый театр

К нам едет легендарный коллектив Петра Фоменко

К нам едет легендарный коллектив Петра Фоменко


Все счастливые театры похожи друг на друга, каждый несчастливый — несчастен по–своему. Знаменитый московский коллектив «Мастерская Петра Фоменко», увенчанный «Золотыми масками» и другими высшими театральными наградами, несомненно, следует отнести к первым. Он обласкан, любим, ожидаем на гастроли во всех уголках СНГ и Европы. Непростительно, что он приезжает в Минск только сейчас, когда уже появились разнобойные возгласы, что «фоменковский» заповедник чистого театрального аристократизма благополучно пережил свой «золотой век» в истории и теперь пребывает в стадии рационального профессионализма, но никак не в области тайны и чуда, как было вначале. Соглашаться с этим не хочется, как и не хочется припоминать слово «миссия», но в случае с театром Петра Наумовича все–таки придется, потому что никаким другим словом двадцатилетнюю историю театра не охарактеризуешь. Фоменко и его единомышленники доказали: даже в наш непоэтичный век миссия — выполнима. Не обязательно оголять зад на сцене, облачать актрис в кожаные плащи и вместо мундштуков давать им в хрупкие руки плетки. Не обязательно жить по Виктюку, Житинкину, Рэю Куни и антрепризе–матушке.


Театр был основан в июле 1993 года решением мэра Москвы, однако отсчет своей биографии начинает с июля 1988-го, когда Фоменко набрал курс в ГИТИСе, нынешней РАТИ. Так что, можно сказать, в Беларусь театр приезжает в канун своего 20–летия. За эти годы Фоменко — Мастер (слово хочется написать с большой буквы, вкладывая в него булгаковский смысл), титан, эрудит, глыба — сумел создать театр–дом, вырастить виртуозную труппу, сравнимую с большим симфоническим оркестром. В репертуаре — классика: Гоголь, Цветаева, Островский, Толстой, Чехов, Достоевский. Современность: Петр Гладилин («Мотылек»), Михаил Шишкин (спектакль «Самое важное» по роману «Венерин волос»), ленинградский прозаик Борис Вахтин («Одна абсолютно счастливая деревня»).


Творческие принципы художника, ценность его художественного мира логичнее всего проверять тем, получило ли оно продолжение в деле учеников, проросло ли в чужих душах. Из творческой «шинели» Фоменко вышли два известных и талантливых режиссера: Евгений Каменькович и Сергей Женовач. Последний уже организовал собственный театр на основе выпущенного курса. Значит, проросло, заколосилось! И продолжение принципов театра Фоменко мы уже могли видеть в приезжавшем в Минск спектакле Женовача «Игроки». С каким искренним азартом эти еще никому не известные молодые ребята играли Гоголя!


Нет в творческом почерке режиссера ни любви к острой «социалке», как у Галины Борисовны Волчек, ни ритма и буйства красок Марка Захарова, ни коллажности Серебренникова. Есть желание «дойти до самой сути», да так, что мороз по коже. Не постмодернистское желание разложить реальность, вывернуть наизнанку смысл, а магия чистого психологического реализма с выстраданной и выношенной собственной поэтикой.


В Минске на сцене Купаловского театра (как же до обидного мал зрительный зал нашего главного театра для таких царских гастролей!) «фоменковцы» покажут два спектакля: 10 декабря — «Волки и овцы» Александра Островского и 12 декабря — «Семейное счастье» по Льву Толстому.


В этих двух подробных, почти трехчасовых спектаклях мы увидим труппу театра во всем блеске. Актеры Фоменко — выращенный режиссером–человековедом товар, как говорится, штучный. Они нарасхват сегодня в большом кино и сериалах. Хотя стараются не размениваться, не опускать планку, не ронять знамя своего сплоченного театрального полка.


Знаменитые «фоменки» — рыжие сестры–близнецы Ксения Кутепова («Рыжий, честный, влюбленный», «Путешествие с домашними животными») и Полина Кутепова («Настя», «Орел и решка») — все же неуловимо разные, но такие воздушные актрисы. Единственные российские актрисы, снимавшиеся у знаменитого француза Жана Люка Годара в новелле «Наша святая Русь». Невероятно аристократичная (впрочем, этот эпитет можно применить к каждому актеру труппы), всегда точная в рисунке роли Галина Тюнина была убедительна не только в роли теряющей рассудок русской балерины Ольги Спесивцевой («Мания Жизели»), супруги писателя Бунина («Дневник его жены»), но и волшебницы–совы Ольги («Дневной дозор»). Невероятно интеллигентный Кирилл Пирогов («Брат–2», «Доктор Живаго») в кино играл на том же тревожном поле и в том же амплуа, что и Сергей Бодров–младший, воплощая образ растерянного молодого человека 90–х, но все же его герои не решались преступить закон и соблюдали некую моральную чистоплотность. Видимо, сама дворянская фактура Пирогова диктовала режиссерам именно такую трактовку образа. Коллега Пирогова Мадлен Джабраилова до недавнего была совсем незнакома широкому зрителю. Но справедливость восторжествовала: Мадлен сыграла главную роль в новой зрительской комедии Оксаны Бычковой «Плюс один». Наконец, Ирина Пегова («Прогулка») и всегда невероятно органичный Юрий Степанов («Гражданин начальник», «Штрафбат», «Артистка», «Груз–200») замыкают звездную галерею театра Петра Фоменко.


В общем, будем завидовать самим себе, ждать спектаклей и готовить теплые слова к юбилею коллектива. Желательно не совсем банальные. Этот театр слышал много оправданной лести в свой адрес и не потерпит дежурных афоризмов.


Мнение экспертов


Директор Национального академического театра им. Я.Купалы Николай Кириченко:


— Наверное, театр Петра Фоменко не нуждается ни в какой рекламе, потому что сегодня это выдающееся имя уже не только в российском, но и в мировом театре. Коллектив никогда не был в Беларуси, и я очень рад, что эти гастроли наконец осуществятся. Театр приезжает по приглашению министра культуры Владимира Матвейчука, который в свое время побывал на одном из их замечательных спектаклей. Покажут нам два замечательных спектакля — «Волки и овцы» и «Семейное счастье». Приедет ли сам Петр Наумович, пока неизвестно, но мы были бы рады. Думаю, эти гастроли хоть как–то восполнят наш пробел в знании современного театрального процесса. Минский зритель в большинстве с этим театром, думаю, до сих пор не знаком. Очень досадное упущение. Этот московский коллектив объездил уже весь мир.


Народный артист Беларуси Александр Ткаченок:


— В этом театре меня привлекает какой–то своеобразный реализм. Я не могу сказать, что это концентрированный реализм самой жизни. Нет, в этом реализме — поэзия, завораживающая легкость исполнения. В игре актеров нет натужного надрыва, всегда присутствует юмор. Актеры театра, кстати, тоже чем–то неуловимо отличаются от актеров других школ. Не зря же возникло даже такое определение, как «фоменки». Они легко импровизируют, не выдают заученный текст, а как бы проживают его каждый раз заново. От этого возникает притягательная сила постановок. Они искренне партнерствуют, мы видим на сцене живые и неподдельные взаимоотношения между людьми. Но я как профессионал понимаю, какая титаническая работа режиссера и актеров кроется за этой импровизационной легкостью.


Художественный руководитель Белорусского государственного молодежного театра Модест Абрамов:


— На сегодняшний день, на мой взгляд, Петр Наумович Фоменко — это лучший режиссер постсоветского пространства. Наиболее серьезный. В нем соединились традиция и новаторство, присущее ему уже много–много лет. Несмотря на то что Петр Наумович — человек, мягко говоря, уже немолодой, у него удивительно тонкая молодая душа. Он потрясающе чувствует артиста. У него потрясающие ученики. Один Женовач чего стоит. И я это говорю совершенно искренне. Я всегда был почитателем Анатолия Эфроса, но после его ухода только Фоменко считаю настоящим большим художником, равнозначной Эфросу величиной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter