Как в условиях пандемии работают бизнесмены, торгующие одеждой

Одежды и надежды

Наступление тепла — урожайное время для тех, кто торгует одеждой. Однако этим летом все кардинально изменилось. Виновник — злосчастный коронавирус, из-за которого опустели рынки и закрылись границы. В том числе с Россией, откуда возят товар многие предприниматели. Не нужно быть экспертом, чтобы понять: потери неизбежны. Журналисты «Р» узнали, как пандемия сказалась на бизнесе и как его участники преодолевают трудности, которых не мог предвидеть никто. 

На вещевых рядах, где торгуют ИП, в выходной день довольно оживленно. 

Клиент пошел

Гомельский торговый центр «Секрет» выходит из анабиоза, начавшегося около двух месяцев назад. Для местных арендаторов это был худший период. Сегодня людей заметно больше. Помимо небольших точек, в «Секрете» находятся фирменные магазины известных брендов. Заходим в один из них. Покупатели деловито выбирают обновки, выстраиваются в очередь к примерочным кабинкам и кассам. Но еще недавно картина была иной. 

— Могу сказать однозначно: в последние два месяца продажи упали очень сильно, — констатирует заведующий магазином Илья Морозов. — Повлияло на это не отсутствие товара, а отсутствие покупателей. У нас на входах установлены счетчики посетителей, поэтому их количество мы контролируем достаточно точно. Трафик очень сильно снизился. Пропорционально упали продажи. 

В магазине были приняты меры эпидемиологической защиты. Чтобы обезопасить продавцов, на кассах установили экраны из оргстекла и распылители с дезинфицирующими веществами. Частью дресс-кода стали перчатки и маски. Одновременно режим работы пришлось сократить на два часа. Примерно то же происходило и в других магазинах ТЦ. 

О нынешнем положении Илья Морозов высказывается со сдержанным оптимизмом:

— Продажи понемногу начали восстанавливаться с середины месяца. Хотя прогноз на июнь был отрицательным. Вероятно, сказалась резкая смена погоды. Было прохладно, а буквально за пару дней сильно потеплело. Конечно, будем прилагать все усилия, чтобы выйти на прежний уровень. Но удастся ли компенсировать потери этих двух месяцев, сказать пока сложно. 

Сегодня покупатели деловито выбирают обновки, выстраиваются в очередь к примерочным кабинкам и кассам.

Перевозчики в помощь 

Рядом с «Секретом» — Центральный рынок. На вещевых рядах, где торгуют ИП, в выходной день довольно оживленно. В ассортименте платья и юбки, сарафаны и джинсы, футболки и тенниски, шорты и бриджи, сланцы и кепки. Одеться можно с головы до пят. 

Апрель и май предприниматели называют едва ли не самыми сложными в своей истории. Хотя товара, несмотря на закрывшиеся еще в марте границы, хватало. Не хватало покупателей, они приходили лишь за продуктами. Часть продавцов отправлялась в отпуск. Оставшиеся стремились наторговать хотя бы на оплату аренды. Задача-минимум превратилась в цель-максимум. Для большинства эта статья расходов стала главной головной болью. Лекарство искали различными способами. Собственники торговых площадей снижали арендную плату. Ряд мер был предусмотрен Указом Президента № 143 «О поддержке экономики». Однако, несмотря на это, некоторые все же закрылись. 

Анна Александровна — из тех, кто выстоял. В ее роллете прицениваюсь к шортам. На бирке адрес фабрики в городе Щекино Тульской области. Дата выпуска — июнь этого года. Интересуюсь, каким образом удалось привезти товар. 

— Мы сами сейчас не ездим, — говорит продавец. — Это люди, которые имеют лицензии и занимаются международными перевозками, доставили. Вообще, конечно, надеемся, что скоро Россия откроется — разговоры об этом идут. Ждем. 

К услугам перевозчиков, сохранивших право курсировать между странами, прибегают многие ИП. Но считают, что надежнее ездить самим. Это позволяет не только осматривать товар лично, но и следить, чтобы был передан весь пакет сопроводительных документов. 

Незадолго до закрытия границы Анна Александровна успела съездить в Россию и привезти очередную партию. Когда же покупателей на рынке было совсем мало, оставалась дома, с внучкой. Пережить «безрыбье» помогли отложенные сбережения и пенсия. Ее получает и муж, который продолжает трудиться. Дочь и зять тоже работают: 

— Конечно, проблемы есть. Российская фабрика, где я закупаю товар, долго не работала из-за карантина. Я с ними сотрудничаю много лет, все официально — с договорами и чеками. Отношения строим на доверии. Могу брать товар с отсрочкой — плачу после реализации. Вообще, белорусы закупаются в разных местах. Кто-то, как я, предпочитает работать напрямую с производителями. Кто-то — с фирмами-поставщиками, которые привозят товар из Китая, Турции, кто-то — на оптовых точках. 

Среди летних вещей замечаю и теплые — явно не по сезону. Остатки осенне-зимнего ассортимента вывешены для того чтобы заполнить пространство. Перебои с поставками все же дают о себе знать. 

Смена ценностей

Предприниматель Нина Добровольская в бизнесе с 1990-х. Как и многие тогда, занялась коммерцией вынужденно, чтобы выжить. Совершала шоп-туры в Польшу, откуда возила модный в те времена ширпотреб. Включая знаменитые джинсы «мальвины», бейсболки «U.S.A.» и свитера с вышитыми надписями. 

Позже Нина Игоревна открыла магазин женской одежды больших размеров. Такая специализация накладывает свой отпечаток:

— Найти хорошие вещи для нашей категории клиентов непросто. В основном приобретаем товар в Москве, кое-что привожу из Минска. Была бы не прочь активнее работать с нашими швейниками, однако пока не получается. Не раз пробовала заказывать вещи, которые могли бы стать базой коллекции, но то, что делают у нас… Во-первых, очень дорого. Причем мне как-то предоставили смету, и я удивилась, что работа маркетолога стоит больше, чем ткань и пошив вместе взятые. Во-вторых, искажается выкройка — готовые платья сидят не так, как надо. А для меня важно, чтобы вещь приносила радость и покупатель уходил довольным. 

Недостатка товара из-за закрытых границ, говорит Нина Добровольская, в ее магазине нет. Из-за профильной направленности ассортимент не требует частого обновления. К тому же часть товара на сленге «остается в якорях». Дома у каждого предпринимателя есть собственный склад непроданных вещей. Ныне запасы немного сократились — редкий плюс пандемии. 

Бизнесвумен со стажем делится и другими наблюдениями. Субъективными, но оттого не менее интересными:

— У каждого поколения есть свои потребительские ориентиры, которые с годами меняются. У моих родителей, прошедших войну, была кулинарная книга. Людям, познавшим голод, хотелось лишь, чтобы их дети полноценно питались. Мы уже стремились красиво одеться, что при советском дефиците было непросто. Следующее поколение ставило целью непременно иметь автомобиль. 

Сейчас, по моим наблюдениям, молодежь не очень гонится за модой. Для них важнее обновлять мобильные гаджеты и покупать новинки вроде электрических самокатов. Одежда отходит на второй план. И это, конечно, тоже сказывается на бизнесе тех, кто ею торгует. 

Вирус инертности 

Сложные времена, которые сегодня переживают ИП-вещевики, связаны не только и не столько с закрытием границ. Бесспорно, это доставило трудности, но гораздо серьезнее глобальные тренды. Появление самих «челноков» в 1990-е стало продуктом времени. В те годы они нашли способ обеспечивать семьи и насыщать рынок. 

Однако с той поры очень многое стало другим. Палаточный формат торговли изживает сам себя. Хотя дело даже не в форме, а в новых реалиях экономики. В тех, которые диктует прогресс, не обошедший торговлю. Один из главных факторов — зашкаливающая конкуренция, наступающая по всем фронтам рынка. 

Существенно изменились структура и культура потребления. Бешено растут обороты интернет-торговли. Сказался приход всемирно известных брендов, активно развивающих фирменные сети. А это лучший ассортимент, просторные залы, комфортные примерочные, дисконты и скидки. Говорить о возможности конкурировать на равных по меньшей мере наивно. Не потому, что кто-то задался целью истребить ИП. Эпоха сменилась сама по себе, естественным путем. И хотя признаки перемен проявлялись давно, для кого-то они все-таки наступили нежданно. Сориентироваться и принять кардинальные меры (например, перепрофилировать бизнес) успели не все. 

Стоит, похоже, быстрее адаптироваться к новым условиям и нашему легпрому. Предприниматели готовы продавать свое, белорусское. Условий всего два в одном — приемлемое качество по адекватной цене.

prolesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter