Анна Каспер — о своем первом рабочем дне собкором по Гродненской области ИД "Беларусь сегодня"

Одежда высохла, память осталась. На всю жизнь

Если мои коллеги уже вторую неделю вещают о событиях на польской границе в режиме нон-стоп, то мне 16 ноября довелось оказаться здесь впервые. Впечатлило? До боли в сердце! 

То, что это задание редакции будет непростым, я понимала и так, но насколько — осознала лишь на подступах к границе, когда услышала крики беженцев и душераздирающий плач детей… Всем, кто не верит в правдивость происходящего, заявляю: это не постановка, не блистательная игра актеров! Это — реальные судьбы простых людей, которым Евросоюз пообещал золотую жизнь, а в итоге не пускает дальше колючей проволоки…

Пробираясь через лагерь, ужасалась скромному «быту» беженцев. На их лицах отчетливо читались отчаяние и испуг. Зная, что теплые вещи будут как нельзя кстати, взяла несколько шарфов и шапок. Семья, которой их передала, не говорила по-английски, но языковой барьер не стал помехой. Мы все понимали глазами. В какой-то момент женщина крепко сжала мою руку. В глазах — дикая усталость и безмерная благодарность. Заметив, как девочка смотрит на шарф на моей шее, сняла его и отдала малышке. С меня не убудет, а ребенку — тепло и приятно. Я тоже мама, поэтому обратила внимание именно на детей. Из-за возраста они не понимают всего масштаба трагедии, плачут, вздрагивают и ищут защиты под маминым крылом, насквозь пропахшим гарью приграничных костров и промокшим от атак польских водометов. Да-да, этот кощунственный, по-другому не скажешь, факт имел место! 

Беженцы, обессиленные от жизни под открытым небом и равнодушия польской стороны, подошли вплотную к границе. Но там их встретили с такими «гостеприимством» и «радушием», от которых действительно вынуждены были плакать: в ход пошли польские водометы и слезоточивый газ. Досталось и мне, хотя я находилась на своей родной земле и добросовестно выполняла редакционное задание. Слезы градом, кашель, першение. Горели лицо и руки, капли какого-то вещества просочились на лицо даже через маску. 
Польские силовики! А это вообще законно направлять на людей, в том числе детей, спецсредства с токсичными химикатами раздражающего действия? 
Только немного пришла в себя от действия газа, как на меня хлынул поток воды из водомета… Беженцы поддержали меня, указывая с недоумением на надпись «­ПРЕССА», вот только польской стороне было все равно. Моим коллегам из «СБ» досталось больше, кто-то даже поехал за новой одеждой. 

— Я ничего не вижу! Мои глаза! — судорожно растирал руками глаза коллега из какого-то издания. 

Оператор тут же подхватил его под локоть. Позже окажется, что некоторые журналисты не обошлись без медпомощи. Но ведь мы не бежали на прорыв, не лезли на рожон, не нарушали законы — мы просто работали! 


Водой и газом Польша щедро угостила не только взрослых, но и детей. Мамы убегали подальше от пропускного пункта границы, но газ настигал их при малейшем порыве ветра. Слышали бы вы, какой плач стоял над территорией, прилегающей к пункту пропуска «Брузги». И он был куда страшнее разрывов польских светошумовых гранат…
Надежда пройти через польский погранпереход рассыпалась под колючками проволоки, и беженцы вернулись к белорусским пограничникам, прося о помощи. И помощь они получили! 
Белорусский народ показал свою человечность: по поручению Главы государства около тысячи беженцев были размещены в транспортно-логистическом центре неподалеку от границы. Люди обеспечены медицинской помощью, питанием, теплыми вещами, средствами гигиены. Еще много беженцев все же остаются вблизи польской границы. Они ждут хороших новостей от Евросоюза и призывают «польских панов» к гуманности. Они все еще надеются, что их пропустят в Германию…

…Вечером краски над стихийным лагерем сгущаются вместе с густым едким дымом. Для измотанных людей холодные ночи и бесконечность ожидания — мучительное испытание. Но это можно прочувствовать только здесь, оказавшись рядом с беженцами. 

А зарубежные СМИ между тем не перестают выворачивать все наизнанку. Неужели на их рабочих ноутах красуется надпись-мотиватор: «Больше цинизма!»?! 

От редакции: Это был первый рабочий день Анны в издательском доме «Беларусь сегодня».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter