Против шерсти. Наш корреспондент прошла всю цепочку лохотрона под названием «Презентация»

Одеяло из-под денег

В криминальной хронике все больше мелькают телефонные мошенники, но никуда не подевались и процветают продавцы дорогущих одеял, кастрюлек, массажеров. Схема избитая: приглашают на презентации именно пенсионеров, мам в декретном и убеждают взять кредит или купить в рассрочку обыкновенный товар по заоблачной цене. Как подогревают публику продавцы, чтобы его втюхать? Стоят ли своих денег такие вещи и что думают эксперты об их чудо-свойствах? Как общества защиты прав потребителей помогают клиентам, которых ушлые продавцы практически зомбировали? Журналист «СГ» не только нашла ответы на эти вопросы, но и попыталась устроиться торговым представителем в компанию, чтобы посмотреть, как работает бизнес изнутри.

Коллаж Елены ЧЕРНОЙ.

Танцы с бубном

Разгар понедельника, в зале 40 человек, все в годах. За мной шепчутся три подруги: «В прошлый раз на презентации вином угощали». Интересуюсь, как моим соседкам шерстяные комплекты. Самая бойкая: «Подушку за 600 рублей брала в рассрочку на три месяца. Наволочка из шерсти покалывала — я сняла. А так ничего, пользуюсь». От названной цифры я чуть не поперхнулась. Вторая заметила мою реакцию: «Да, цены у них космические. Мы на пенсии, пришли развеяться и за подарками».

На две кровати направлен свет прожекторов, постельное белье ради интриги пока укрыто накидками. На сцене гуру шерстяных комплектов. Девушка в считаные минуты устанавливает контакт с аудиторией, узнает имя бабушки во втором ряду и ласково ей так: «Софочка». Бабушка из третьего у нее «Валюша». Они в центре внимания, счастливы, и сдается мне, уже созрели заключить грабительский договор. Тем более ведущая-гуру бьет по больному: «40 лет миссия нашей компании — идея здорового сна». И нанизывает факты в тему: «Треть жизни мы спим, а хороший сон — это крепкий иммунитет, меньше простуд. Это здоровые глаза, а у женщин выработка коллагена и вечная молодость…»

Потом гуру принимается за наши постели: мол, это ужас и кошмар, организм ночью плохо насыщается кислородом, под утро инфаркт — и скорая. А еще полный крах суставам. В целом чувство тревоги в зале нарастает, все задумались о своих болячках, видимо, шоу идет к кульминации. Дальше на экране картинка пылевых клещей, зрители брезгливо морщатся. Ведущая пугает: в обычных подушках 4 миллиона трупов и живых особей, последние заползают в рот, уши, забиваются в брови, ресницы, а если попадут под кожу — неизлечимый демодекоз. Потом с печальным видом сообщает, мол, у ее подруги именно так и было, чешется теперь, ходит красная и некрасивая, никакие таблетки не спасут. Я уже предчувствую: скоро будет панацея от всех бед.

Не ошиблась. Ассистенты срывают накидки с кроватей под бурные аплодисменты зала. Первая мысль: «Ничего особенного». Дальше — танцы с бубном. Дескать, шерстяные комплекты лечат и ревматизм, и аллергию, и сердечно-сосудистые заболевания. А у мамы гуру под таким одеялом даже судороги прошли! Вот и награды, вот и заключения экспертов. Ну и теперь, мол, посмотрите на экран: такого красавца мериноса постригли, чтобы для вас золотыми ручками по запатентованной технологии произвести чудо-одеяло. И массаж будет (правда, спать надо голышом), и стирать всего раз в полгода. Наконец-то ведущая подвела разговор к стоимости: «Только сегодня и только для участников презентации (счастливчики!) спеццена — всего 2690 рублей вместо 3690 за двуспальное одеяло и две подушки». В зале некоторые прыснули со смеху.

В шоу был задуман антракт. Клиенты щупали товар, а я мотала на ус их отзывы. У одной женщины после стирки подушка потеряла форму. Другая купила одеяло, но достает лишь в межсезонье, иначе жарко. Видя мой горячий интерес к вещам, одна супружеская пара отвела меня в сторонку и посоветовала не брать: они купили год назад за тысячу долларов, качество ничего, но на «Куфаре» нашли такой товар за 250 рублей. Меня продавцы пытались взять в оборот, пригласили за столик, предлагали кредит, рассрочку, но я увернулась, сказав, что сфотографировала комплект мужу с ценой, он запретил брать.

После перерыва началась более активная атака на кошельки. Мол, это ваше здоровье, инвестируйте в него! Неужели проще на сигареты или новый смартфон потратить всего 1,5 рубля в день?! А еще подарки в студию для тех, кто купит комплект, — годовой запас стирального порошка и супермассажер. Ну и презенты всем-всем, кто пришел, — огоньки на елку семейным парам и каждому зрителю по полпакетика конфет. Шоу завершилось, все разошлись. Кроме двух бабушек, которые присели за столик оформить договор, и той самой Софочки (она вышла в коридор посоветоваться по телефону. Надеюсь, родные ее отрезвили).

Корочка для фирмы

На презентации гуру козырнула экспертным медзаключением о целебных свойствах шерстяных комплектов. Я разыскала профессора кафедры медицинской реабилитации Гродненского медуниверситета Ларису Пирогову, которая вела на этот предмет исследования. По ее словам, фирмы нередко обращаются в университет за авторитетным заключением, чтобы продажи кушеток, матрасов, турманиевых ковриков и прочих изделий шли лучше, даже приглашают читать лекции:

— Шерстяные комплекты помню. Пару лет назад представитель фирмы обратился, и мы заключили договор на проведение исследований в гродненском санатории «Неман-72». Эксперимент проходил в три этапа по две недели. Набирали две группы отдыхающих по 20 человек в каждой. Одна группа спала на шерстяных комплектах, вторая — на обычных. У всех участников ежедневно измеряли артериальное давление, пульс, интересовались их самочувствием, удобно ли спать. Да, люди отмечали: вещь эстетически приятная, самочувствие и сон улучшаются, даже боли в суставах меньше. Но не стоит забывать, что это все на фоне санаторно-курортного лечения. Сказать, что постельное белье избавит от таких серьезных заболеваний, как активный ревматизм, не могу. Пару человек вообще вышли из эксперимента, отметив в анкетах, что спать на шерсти неудобно, зуд. Я тоже предпочитаю хлопчатобумажные постельные принадлежности, привыкла раз в неделю менять, утюжить. Не понимаю, как можно спать под одеялом полгода, не стирая его, как рекомендует компания.

Бред про клещей

Байку про пылевых клещей, услышанную на презентации, переслала Елене Романович, дерматовенерологу с 20-летним стажем. Она заведует амбулаторно-дерматовенерологическим отделением № 2 Минского городского клинического центра дерматовенерологии. Знаете, какое у нее мнение?

— Банальная страшилка для увеличения продаж. Да, в ней есть рациональное зерно, но очень приукрашенное. Пылевые клещи, которыми пугают на презентации, — обычные микроорганизмы, нормальные обитатели окружающей среды, как и бактерии. Они есть у каждого из нас, и сказать, что человек заражается от подушек или одеял, нельзя, — парирует гуру с презентации врач. — Типов, подтипов демодексов много, но они крайне редко себя проявляют. Иногда мы берем соскоб на демодекс и находим, но если клиническая картина — лицо, глаза чистые, то лечения не назначаем. За 20 лет работы встречала два или три человека с демодекозом, когда действительно требовалось лечение, но после него наступало облегчение. Так что спите в своих постельках спокойно.

Певица о жертвах маркетинга 

Сайт компании, которая дурачит пенсионеров, изучила вдоль и поперек. Комплекты рекомендуют белорусские звезды. Певице Владе достался такой в подарок лет семь назад во время съемок в одном из телевизионных проектов. Разрешения на использование своего имени в рекламных целях певица не давала, вот что отмечает:

— Ничего плохого сказать об одеяле и подушках из шерсти не могу, достаю из шкафа в межсезонье. Но тысяча долларов… У некоторых машина столько стоит. Все мы в большей или меньшей степени жертвы маркетинга, но обязательно надо взвешивать, целесообразна ли покупка. За эту сумму можно обогревателей накупить и расставить в комнате, если замерзли.

Вот и разница в цене

Цена, конечно, космическая. Стала искать в сети, почем одеяла из шерсти. Один интернет-магазин предложил двуспальное двустороннее за 250 рублей. Позже связалась с хозяйкой торговой площадки Светланой Соколовой узнать состав изделия, кто производит, стоит ли брать одеяло и две подушки почти за тысячу долларов на презентации:

— Продаю одеяла нашего производителя, их отшивает фирма в Витебской области. 250—270 рублей — примерно столько стоит двуспальное и российского изготовителя. Белорусские на 80 процентов из шерсти мериноса, на 20 — из лавсана. Таким одеялом пользуюсь сама, мои родители. Оно воздухопроницаемое, с массажным эффектом, даже летом под ним нежарко. Смысла брать шерстяной комплект за тысячу долларов не вижу. Какие у этих одеял преимущества?! Сама была на презентации пару лет назад, скажу так: цирк. Пару пенсионеров пошли-таки оформлять кредит на 4 тысячи рублей. Интересно, что работают такие компании давно и спрос не падает.

Связалась с отечественным производителем шерстяных одеял и подушек (называть его не буду). Порой звонят ему одурманенные на презентациях клиенты узнать, стоит ли купленный за тысячу долларов шерстяной комплект своих денег, жалуются. Но чем производитель может помочь? Он закупает в разных странах сырье: и английскую шерсть, и шерсть того самого хваленого австралийского мериноса, о котором сладко пела гуру на презентации. Да, сырье не из дешевых, тем не менее в розницу двуспальные одеяла где-то 250 рублей. Фирма продает изделия только оптом. Скажу по секрету, пару лет назад компания-лохотрон даже вела переговоры, чтобы отшивать одеяла именно в Беларуси, в этой фирме, но тогда не срослось. В интернете есть сайты, где бывшие сотрудники оставляют отзывы, судить о достоверности такой информации сложно. Павел из Гродно, пару месяцев проработавший в конторе, написал: «Продукция по сверхзавышенной цене — китайский ширпотреб». А Владислав отозвался про одеяла так: «Мэйд ин чайна». 

14 дней на раздумья

Сама я вышла на четыре общества защиты прав потребителей. И юристы в один голос говорили: аргумент купившего одеяло или кастрюльки «слишком дорого для меня» не может стать основанием для расторжения сделки. У нас свободное ценообразование: хочешь за 10 рублей продавай, хочешь — за 10 тысяч. А на каком основании тогда вернуть? Некоторые отказывались говорить журналисту по простой причине: это станет достоянием компании, она подшлифует договор, техники продаж — вот и попробуй выиграй суд.

В Гродненское областное общество защиты прав потребителей обратилось более 100 человек, заключивших договор на чудо-товар. Причем каждый третий просил не за себя — за пожилого родственника. Так, дети мамы-пенсионерки стали разбираться, почему ей едва хватает на жизнь. Оказалось, пару месяцев назад она на презентации оформила кредит на одеяло. Удавалось ли вернуть товар и расторгнуть непосильный договор? Да, в 90 процентах через суд. Важно, что общества защиты помогают покупателям безвозмездно, а свои издержки через суд требуют с ответчика (компании, продавшей товар). Некоторые покупатели благодарят общество благотворительным взносом, но он необязателен.

В последние годы компаний с презентациями стало куда меньше, но только не людей, попавшихся на их удочку. Что недоговаривают клиентам в зале? Многое о стране-производителе, о составе изделия. Например, заявляют 100-процентную шерсть мериноса, на деле же одеяла на 10 процентов из синтетики. Независимую экспертизу по составу можно провести, но она стоит примерно 1000 рублей. Один из юристов сталкивался и с таким: компания покупала белорусские одеяла, а потом продавала в десять раз дороже закупочной цены. Еще раз подчеркну: она не нарушает законы, платит налоги — не подкопаешься.

Что еще умалчивают продавцы и потом это может стать основанием для возврата в срок позже 14 дней? Например, гуру на презентации не говорит о противопоказаниях. Если это массажная накидка, она не подходит гипертоникам. Однако самое лучшее — вернуть товар в течение 14 дней с момента заключения договора. Причем сделать это удастся, если вы им не пользовались. Даже если в кастрюльке единожды сварить кашу или поспать одну ночь под одеялом, товар компания не примет: у специалистов на приемке наметан глаз, они в два счета определят, что товар б/у.

Еще один юрист из другого общества защиты уточняет, что товар придется везти в тот город, который указан в договоре для возврата. Стоимость проезда компания не обязана компенсировать. Еще один нюанс: привезли шерстяной комплект в компанию, чтобы сдать? Оформите акт возврата, указав: отдано столько-то единиц товара, упаковка сохранена, не был в употреблении. Это гарантия, что деньги получите обратно, на их возврат закон дает семь календарных дней. Случалось, вроде вернул вещи, а потом звонок: мол, наши специалисты подтверждают, что товар был в употреблении, не примем. Бывало и такое: компания-продавец расторгла договор, причем пыталась повесить комиссию банка, скажем 700 рублей, на покупателя. Это незаконно.

Еще одна подсказка от юристов. Практика рассмотрения дел изменилась. Потребитель может подать в суд по месту жительства, даже если в договоре купли-продажи обозначена подсудность определенного города. Словом, раньше на суд надо было ехать в Брест или Гродно, сейчас налажена конференц-связь, так что потребителю стало проще и дешевле отстоять свои права.

Моя авантюра

В интернете десятки историй про компанию, попавшую в поле моего зрения. Пишет один из ее экс-сотрудников: «Самое гадкое в работе — разводить людей. Многие приходят на презентации только за подарками, но есть легковнушаемые, особенно среди пенсионеров. Вот им и втюхивали барахло с накруткой 700—800 процентов. На том и стоит контора. В общем, работа — для людей, умеющих и любящих мастерски врать и устраивать из этого шоу». Так ли это на самом деле? Меня в поиске правды уже было не остановить. Забрасываю на почту компании короткое вымышленное резюме со словами: «Побывала на презентации, мечтаю стать частью вашей команды!» Через пару дней звонок: «Вот так совпадение! Мы как раз в поиске торгового представителя». Через два дня еду в Гродно на собеседование. Авантюристка, одним словом.

На входе в офис предупреждение: фото и видеосъемка запрещены. Офис шикарный — такие в столице еще поискать. Минут 15 ожидала собеседование в фойе, успела на магнитной доске увидеть и даже пометить в телефоне результаты работы за половину февраля. По Беларуси колесят восемь команд, и принесли они 80 тысяч рублей выручки. Есть лидеры среди команд, есть аутсайдеры.

Меня приглашает к себе миловидная молодая заместитель директора по продажам Елена и просит рассказать о себе. Дальше атакует вопросами: Насколько легко вас вывести из себя? Как относитесь к критике? Умеете ли распознавать реакцию людей и моментально реагировать на нее? В состоянии ли на работе всегда пребывать в хорошем расположении духа? Курите ли? Есть ли водительское удостоверение? Готовы ли к частым командировкам? Готовы ли к публичным выступлениям? Командный ли вы игрок? Сколько хотите зарабатывать? Есть ли глобальная цель, на которую готовы упорно работать? Кем себя видите через пять лет? Словом, компания ищет рвача, который бы, привожу дословно, «как пчелка, приносил бы мед в улей».

К собеседованию готовилась, чтобы максимально выудить информацию. Похоже, замдиректора по продажам рассказала больше, чем стоило. Компания в Беларуси с 2012-го, успешно ведет бизнес, в основном продает посуду, с недавних пор и шерстяные комплекты компании-партнера. Порой на презентациях предлагают одновременно и посуду, и шерсть, иногда в зале собирают только VIP-клиентов. Каждую неделю меня ждут 3—4-дневные командировки, если Витебская область, то, скажем, по маршруту Витебск — Новополоцк — Полоцк. В деревни не заезжают: у сельчан доходы скромные. Каждый день по две-три презентации. Пока ты новичок, с тобой ездит тренер, натаскивает.

В компании есть отделы, которые приглашают по телефону «качественных людей», снимают хорошие залы, чтобы создать располагающую к покупкам атмосферу. Новичка обучают около двух недель: научат видеть реакцию зала, работать с возражениями, знать тонкости оформления кредита.

— Один банк кредитует до 65-летнего возраста, второй — до 67 лет. Вас всему этому обучат, — уверяет моя собеседница.

— А если купленный товар вернули? — не унимаюсь.

— Это недоработка сотрудника, значит, вы не убедили клиента, что качество товара стоит своих денег.

Ну а зарплаты? Разные. Лучший сотрудник января получил 4 тысячи рублей. До пандемии самых успешных «продажников» поощряли поездками за границу, например в Чехию, сейчас по итогам года лидеру вручили новенький айфон. Правда, Елена сразу оговорилась: кандидата отбирают тщательно, около двух процентов новичков после обучения приезжают «в поле» и понимают: не мое. Видимо, не могут идти на компромисс с совестью даже за большие деньги.

Моя раскованность, уверенность в себе, желание публично выступать Елене понравились, думаю, во мне увидела перспективного «продажника» и дала день на раздумья: «Посоветуйтесь с супругом насчет командировок и перезвоните». В назначенный день я дала ответ: на работу выйти не смогу, семья против разъездов по стране. 

Вместо послесловия

Почему в XXI веке можно так вводить в заблуждение людей? Под прицел попадают в основном пожилые, которые не могут в два клика на смартфоне узнать адекватную цену товара. Кроме того, им не хватает общения, внимания, а потому, попав в располагающую атмосферу, заключают договоры с непосильными суммами. Юристы советуют: лучше вообще отказаться от приглашений на презентацию.

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter