Теперь Полине Худяковой 15 лет, и она абсолютная победительница Республиканской олимпиады по математике. Абсолютная — потому что набрала максимально возможное количество баллов, а это бывает не часто. Как, впрочем, не часто встречаются девочки, настолько увлеченные математикой.
— Если у нас в математическом классе пять девочек, то мы считаем, что это очень много, — смеется Валентина Понтус, директор минской школы № 41, где учится Полина.
Девочка перешла сюда в конце 8-го класса. Потому что уроки математики в гимназии она “переросла”.
— Математика Полине всегда давалась легко, без особых усилий, — вспоминает мама девочки. — Но до 8-го класса она не занималась серьезно и целенаправленно. Все было в рамках школьной программы.
Многое изменилось с приходом новой учительницы математики. Именно благодаря Ирине Глебовне Арефьевой Полина буквально “заболела” этим предметом, попала на районную олимпиаду и заняла там 1-е место. Потом была городская олимпиада, на которой она выступила не так удачно, начались занятия в ЮНИ-центре-XXI при БГУ, появились новые педагоги, серьезное изучение олимпиадных задач... И к концу учебного года на школьных уроках Полине делать было нечего. Чтобы развиваться дальше, она решила перейти в 41-ю школу, ученики которой уже не первый год держат первые места на математических олимпиадах.
— Когда Полина Худякова к нам поступала, на тестах она показала неплохой школьный уровень, — вспоминает учитель математики 41-й школы Борис Комраков. — С тех пор она заметно выросла. Я преподаю еще на факультете прикладной математики и информатики БГУ, так что могу с уверенностью сказать, что сейчас, в 9-м классе, она сильнее среднего студента-первокурсника БГУ. Надо отдать ей должное: она очень много занимается, мало кто столько времени уделяет предмету.
Чем ей так мила математика, юное дарование объяснить не может: “Просто чувствую, что это мое”. Где бы вы ни встретили девушку, она всегда с книжкой или тетрадкой в одной руке и ручкой в другой. Вместо моды в ее голове алгоритмы, функции и формулы. Свободное время она проводит не в ночных клубах, а за решением задач разных олимпиад прошлых лет. Ни на что больше времени не остается.
— Меня не обижают высказывания вроде “женщина и математика — вещи несовместимые”, но с ними я совершенно не согласна, — говорит Полина. — С некоторыми девчонками из нашего класса тягаться ничуть не легче, чем с мальчишками.
То, что женщины и математика очень даже совместимы, Полина доказала в этом году на Республиканской олимпиаде, в буквальном смысле слова отвоевав титул абсолютной победительницы. Сперва жюри посчитало ее решение задачи не совсем верным и оценило на 5 из 9 возможных баллов. Но Полина была уверена в своей правоте и потратила немало времени, чтобы ее доказать. И жюри все-таки согласилось с ее решением, признав свою ошибку.
Как вырастить гения
Умный ребенок — мечта любого родителя. Так приятно гордиться успехами своего чада. А рассказывая знакомым о его очередной победе, многозначительно шутить: “Ну так моя школа!”. Но в умники-разумники и таланты выбиваются единицы, большинство остается в категории “способный, но ленится”. Как помочь ребенку раскрыть свои таланты?
— Чтобы вырастить умного ребенка, прежде всего нужно захотеть этого, нужно развивать интеллект, — уверена Людмила Ивановна, мама Полины Худяковой, кстати, математик по образованию. — Будет желание — появится время, найдутся и средства, и методы.
Она уверена, что врожденные способности ребенка — это не главное. Их можно развить, причем у всех детей. А легче всего это делать с самого раннего возраста, не дожидаясь, когда ребенок будет у порога школы.
— Мы для обучения и развития Полины много идей нашли в книгах Никитиных, — продолжает мама. — 15 лет назад было очень мало развивающих игр для малышей. Все делали сами из подручных материалов. Полина рано выучила алфавит, счет не потому, что отличалась особыми способностями, а потому, что мы этому уделяли много времени и внимания. Все происходило в игре, безо всякого принуждения.
Когда ребенок пойдет в школу, задача родителей номер один — помогать и контролировать выполнение домашних заданий. В таком возрасте ребенок не может себя заставить делать то, что ему трудно. И мамам и папам нужно запастись терпением, чтобы научить его преодолевать свои нехотения. Так воспитываются целенаправленность, ответственность, настойчивость.
— Полина хочет быть учителем математики, — признается ее мама. — Но чтобы это понять, она попробовала себя в разных сферах: и рисовала, и лепила, и плела на коклюшках, и вышивала, играла в шахматы и интересовалась биологией. И даже сочиняла стихи.
Одаренный или вундеркинд?
Неталантливых детей нет вообще. В этом убежден Александр Зык, начальник отдела методик работы с одаренными детьми Минского городского института развития образования.
— Просто один попал в комфортную для себя атмосферу и смог раскрыться, а другому что-то мешает: учитель подход не нашел или с одноклассниками в школе отношения не сложились, а может, дело в родителях, — говорит он. — Именно поэтому целенаправленная работа педагогов и психологов в школе в тесном взаимодействии с родителями помогает ребенку реализовать свои способности в полной мере.
С ранних лет в ребенке важно развивать нестандартное мышление, креативность. Эйнштейн вряд ли вывел бы свой закон, если бы не смог взглянуть на привычные вещи под иным углом. В этом и заключается секрет движения вперед, прогресса.
Кроме того, у ребенка должна быть личная заинтересованность, мотивация. Детей невозможно заставить учиться, если им это не интересно. А заинтересованность появится, когда занятие будет приносить удовольствие, когда все начнет получаться.
— Важно, чтобы родители вовремя заметили, к чему тяга у ребенка, — делится наблюдениями директор школы № 41 Валентина Понтус. — А для этого необходимо, чтобы между ребенком и родителями была взаимосвязь, чтобы они уделяли ему внимание. И поддержали возникший интерес, акцентируя внимание на успехах, подчеркивая его способности.
Есть еще и важный психологический момент. Чтобы ребенок достиг успеха, он должен быть на него настроен. Такие дети ставят перед собой цели, стремятся их достигнуть и рассчитывают получить одобрение. Эту настроенность нужно формировать с юных лет.
Ирина КРАВЧЕНКО, мать-одиночка, г.Гомель:
— По этой части у нас бабушка главная, моя мама. Она всю жизнь работала воспитательницей в детском саду, сейчас на пенсии, поэтому лучше ее с этим никто не справится. Они вместе и поют, и танцуют, и мастерят какие-то поделки, аппликации. Я до всего этого просто не додумалась бы.
Тамара ЛИСИЦКАЯ, ди-джей, писательница, программный директор “NETradio”, г.Минск:
— Мы стараемся детей развивать естественным путем. Если иду на выставку, концерт, съемки — со мной всегда кто-нибудь из детей. Кроме того, сын Матвей ходит в бассейн и музыкальную школу, раньше занимался рисованием и английским. С дочкой Катей занимаемся чтением. И в свои пять лет она уже читает. А с младшим сынишкой Гошей, которому уже полгода, мы постоянно держимся за ручки. Он сжимает мой палец, а я ему в это время легонько массирую пальчики, ладошку. Это укрепляет и мелкую моторику, и психологический контакт между нами.
Ольга ТКАЧУК, домохозяйка, Минский район:
— Ездим с дочкой с двух лет в детский развивающий центр. С ней там играют, рисуют, учат буквы, цифры, педагоги постоянно что-то интересненькое малышам рассказывают, азы логического мышления прививают. Соня меня и слушать не хочет, а там, при посторонних, — сама прилежность.