Андрей Андросик мечтал создать национальный детский театр

Ода радости

Один из самых ярких режиссеров Белорусского республиканского театра юного зрителя Андрей Андросик (на снимке), проработавший здесь всего восемь лет, мечтал создать национальный детский театр. Такого вообще нет в мире.

Более точная расшифровка — семейный театр, чтобы зрители сюда приходили добровольно и с радостью. Обязательно родители с детьми. Это наиболее действенный способ влияния на юную психику. В таком семейном единстве доверие и возможность бесед на любые темы. Андрей Андросик начал и преуспел в создании удивительного театра, где главная персона — ребенок со своим особым миром. Ребенок, чью душу необходимо оберегать, а чувства воспитывать. Он успел поставить совсем немного спектаклей. Жизнь режиссера оборвалась, но мечта продолжает жить. На минскую сцену снова вернулась его «Полианна», словно режиссер Андросик заложил в нее неиссякаемый запас вечности и еще что-то такое, что по законам мистики позволяет всегда возрождаться. В режиссерской профессии это просто редкостное мастерство, продуманное и осуществленное в мельчайших подробностях. «Полианна» четко отвечает на вопросы, о чем спектакль и почему он нужен именно сегодня.

Люди, привыкшие к лишениям, не всегда выглядят унылыми неудачниками. Чувство собственного достоинства не позволяет жаловаться на несправедливости жизни. Отец маленькой девочки Полианны оставил ей в наследство только чемодан книг и ценнейший совет: не унывать, радоваться жизни, какие бы сюрпризы она тебе не поднесла. Простенькая философия крепко засела в голове девочки, которая потеряла родителей и осталась на попечении строгой тети.

Повесть американской писательницы Элинор Портер написана в начале ХХ века, в кризисное для всех стран время.

Словно сегодня высказанные, звучат размышления Андросика двадцатилетней давности: «Мы живем в жестокое и трудное время, когда многие люди, вплоть до самых высокоумных, пуще всего гордятся — оборотистостью, стыдятся — бескорыстия. Когда понятие достоинства — истончено и размыто. Когда одиннадцатая и главная «заповедь» — «умей крутиться». И ежедневно приходится решать проблему — как сохранить себя, как не сдаться на волю обстоятельств?


Дети-артисты бывают неумелыми, вредными, писклявыми, не в меру озорными. Это данность, с которой надо считаться создателям спектакля. Артист должен всегда быть готовым к любым неожиданностям. Тетушка Полли терпеть не может мух. Она отгоняет маленьких артистов, изображающих мух, мухобойкой. Один разыгравшийся шестилетний «мух» поскользнулся и упал от замаха мухобойкой. Вот вам и новое эмоциональное потрясение — очень жалко трогательного ангелочка. Ничего не заучивая, превращая ситуацию в игру, покоряя естественностью и обаянием, дети создают постоянное ощущение радости, которого и добивались постановщики.

Порой кажется, что чувства добрые в людях умирают, так и не развившись. И так важно предусмотрительно думать о том, что должно войти в душу человека, пока он еще ребенок».

Как и всякая игра, «игра в радость» может показаться искусственной, далекой от реальности. Нет ничего печальнее, чем вымученная улыбка, фальшивый смех и неискреннее изображение радости. Чтобы этого не произошло, в спектакль были заложены вполне детективное развитие событий, мотивированное преодоление препятствий, смена радости трагедией, умение довольствоваться малым и, наконец, активное участие детей рядом с профессиональными актерами.

Если режиссерская концепция убедительна и все мизансцены работают на идею спектакля, он будет жить долго и его не убьешь сменой исполнителей.

«Полианна» 2003 года осталась таким же светлым спектаклем и в 2015 году. Она идет долго, с тремя антрактами. Режиссер Игорь Сидорчик сделал все возможное, чтобы прекрасно звучал перевод Артура Вольского, музыка Владимира Кондрусевича, радовала пластика, придуманная Вячеславом Иноземцевым, костюмы Татьяны Лисовенко, ажурные двери, домики, мостики Вениамина Маршака.

Два десятка детишек младшего возраста вместе с главной героиней почти не уходят со сцены. Они играют в паровозики, мух, двигают декорации, участвуют в разговорах, становятся добрыми ангелами. Все без слов. Только движение, только игра. Они заставляют взрослых артистов включаться в игру искренно и радостно, избегая сюсюканья.

За несколько лет скитаний из-за реконструкции помещения тюзовцы, казалось, растеряли ощущение, что работают в театре для детей. Они увлеклись взрослыми постановками. Но нет, ничего не забыто, когда мощная постановочная бригада и увлекательный, актуальный литературный материал. И целый букет актерских удач: Алла Поплавская, Людмила Разумова, Геннадий Горанский, Марта Шантар, Олег Чеченев. Юных исполнителей не называю, чтобы не зазнались. Они вырастут. На их место придут новые. Хочется верить, что спектакль будет долго жить и учить людей радоваться даже в самых безнадежных ситуациях, потому что всегда есть выход. Великие русские философы развивали мысль о том, что в обучении и воспитании очень важна свобода личности и духовное самосовершенствование. Об этом новый-старый, по-настоящему яркий спектакль национального детского театра.

Татьяна ОРЛОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter