ОДА карточной системе

В Минске одна школа и две гимназии уже стали «электронными» – как продвигается очередной эксперимент?

В Минске одна школа и две гимназии уже стали «электронными» – как продвигается очередной эксперимент?

Проект «Электронная школа» стартовал в сентябре прошлого года. В одиннадцати столичных учебных заведениях общего среднего образования началось внедрение электронных журналов и дневников, а также карт учащихся. За полгода проект «пустил корни» и начал развиваться, что позволило увидеть плюсы и минусы новой образовательной системы, а также сделать кое-какие прогнозы на будущее. 

И пропуск, и ключ, и...

Своеобразный “чип учащегося” был разработан Центром систем идентификации Национальной академии наук совместно с Беларусбанком. Электронная карта многофункциональна: это одновременно и пропуск в школу, содержащий информацию об ученике (фамилия и имя, фотография, наименование учреждения образования, класс), и читательский билет, и ключ авторизации в компьютерном и лингафонном классах.

Плюс ко всему карта учащегося — еще и платежный инструмент, с помощью нее можно расплатиться в школьном буфете. Сейчас в столичной школе № 51 на базе восьмых классов апробируется возможность использовать такой вариант расчета и за горячее питание. А в будущем планируется превратить карточку учащегося и в проездной в общественном транспорте.

Пока электронная новинка стала достоянием трех столичных учреждений образования — средней школы № 51, гимназий № 22 и № 39. Их руководство само определяет (с учетом мнения родителей), кого оснастить “чипами”. Как правило, это учащиеся пятых — восьмых классов, однако в 51-й школе решили задействовать всех. Только восемь детей (из двух семей) здесь не имеют карточек — не захотели их родители.

В настоящее время идет подготовка к внедрению карточной системы еще в восьми школах и гимназиях. Процесс кропотливый и долгий, так как в его реализации участвует несколько структур. К тому же предварительно необходимо провести подготовительную работу с родителями и учениками школ.

Записки учителя

Электронные журналы и дневники похожи на традиционные, поэтому у учителей не возникает проблем с их заполнением. Внедряются они сейчас сразу во всех одиннадцати учреждениях образования, задействованных в проекте. Разумеется, создавать такие дневники и журналы только для того, чтобы предоставлять родителям отметки в электронном виде, было бы неэкономично и нецелесообразно. Планы далеко идущие.

В журнале автоматически проставляется средний балл учащегося, что может быть ориентиром при выставлении оценок в конце четверти и года.  К тому же есть возможность тесного взаимодействия учителя с учеником и его родителями. Педагог имеет право оставить комментарий в журнале, объяснить ученику под оценкой, почему именно такой балл он получил на уроке, разъяснить, чего не хватило при ответе на заданный вопрос и на что следует обратить внимание в следующий раз.

В графе “домашнее задание” учитель может прикрепить файлы с дополнительной информацией по теме пройденного материала.

Журнал и дневник находятся в одной системе. Правда, доступ к ней у учителя и ученика разного уровня. Электронный журнал предназначен прежде всего для педагога, который ведет учет отметок, записывает темы учебных занятий и домашние задания к ним. В то время как в электронном дневнике каждого ученика отражаются только его оценки, задания и комментарии учителя. Ученик заходит в свой электронный дневник под личным логином и паролем. У родителей тоже ограниченный доступ — им предоставляется лишь информация об успеваемости их ребенка.

— В данный момент я нахожусь в декретном отпуске, но могу в любое время посмотреть дневник своей старшей дочки. Сразу вижу, присутствует она на уроке или нет. Меня эта система устраивает, — говорит мама ученицы школы № 51 Елена Маховенко. — Очень нравится то, что в дневнике отражено домашнее задание, так как ребенок не всегда успевает записать его на уроке. Да и средний балл по предметам показан, можно посмотреть, какая оценка  вырисовывается в текущей четверти.

Платные услуги

Для школы электронные журналы и дневники — бесплатная система. В качестве базовой услуги учащиеся и их родители имеют возможность на безвозмездной основе получать информацию об отметках и домашних заданиях. Родителям за определенную плату может быть предоставлен дополнительный пакет услуг. К примеру, когда учитель выставляет оценку, родители могут увидеть ее только через неделю. Если же они хотят получать оперативную информацию об успеваемости своего чада, за это надо заплатить. Стоит такая услуга 55 тысяч рублей в месяц. Впрочем, “платников” пока немного.

Предусмотрена и такая услуга, как SMS-оповещение. Каждый раз, когда ученик заходит в школу или выходит из нее, родители получают соответствующее уведомление в виде SMS-сообщения. Стоимость этой услуги — около 50 тысяч рублей. Но, как показывает практика, она тоже не пользуется особой популярностью.

— У нас доверительные отношения с дочкой, я вижу ее оценки и в обычном дневнике. А электронный вариант не просматриваю, — рассказывает мама ученицы 51-й школы Марина Ядловская. — И SMS-оповещением не пользуюсь. В этом нет необходимости.

Вторая сторона медали

Сейчас проект “Электронная школа” находится в середине своего развития, в нем принимают участие 3007 учащихся и 254 преподавателя-предметника. Организационно-методические мероприятия уже в основном выполнены, однако остается неизученной вторая, более важная сторона новой системы.

— Мы хотим обратить внимание на педагогическую составляющую проекта. Понять, что дает электронный журнал педагогу, каким образом влияет карта учащегося на управленческий процесс. Это сейчас наша основная цель,— рассказывает декан факультета повышения квалификации в сфере информационных технологий Минского городского института развития образования Оксана Минич.

Ученики и учителя сами заинтересованы во внедрении электронных журналов и дневников. По словам Оксаны Анатольевны, система помогает учителю лучше наладить контакт с учениками и их родителями. Свои плюсы в этом проекте видят и директора — благодаря новой системе упростилось административное управление школой.

— Мне как руководителю очень удобно работать с электронными журналами и дневниками, — констатирует директор СШ № 51 Галина Черник. — Когда приходят родители учеников и начинают задавать вопросы, мне не надо бежать в учительскую за журналом, так как я могу открыть его на своем компьютере.

Основное неудобство сейчас заключается в том, что параллельно с электронными вариантами существуют и бумажные дневники и журналы. Поэтому учителю приходится заполнять и то, и другое, что отнимает больше времени.

Если “Электронная школа” приживется и будет вносить положительные изменения в качество обучения, не исключено, что проект выйдет на республиканский уровень. Однако школы должны быть готовы к внедрению новшеств. Не менее важно, чтобы к введению электронной системы были готовы родители учеников. Как показывает практика, пока большинство из них не готово к такого рода переменам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter