Очумелые ручки

Жуткие звуки вытягивают из полузабытья редких пассажиров ночной электрички.
Жуткие звуки вытягивают из полузабытья редких пассажиров ночной электрички.

Из угла вагона раздается противный скрежет. Это парнишка с рюкзаком, заляпанным краской, царапает оконное стекло, пытаясь вывести свое прозвище. Ему решительно наплевать, что нынешний год на государственном уровне объявлен годом благоустройства. Он, может, и не знает об этом вовсе. В неведении предпочитают пребывать и случайные попутчики.

Маркер-то ладно, на следующий день художества граффитчиков отмоют. Другое дело - точильный камень. Именно им вышкрябывают надписи на стеклах, тут уж никакие "доси"-"аси" не помогут. Одни таким образом вымещают свою злобу: "Наташка - дура", другие - самовыражаются: "ПТУ N... - сила". Хорошо, когда все заканчивается "творчеством". Чаще - битьем окон. В минувшем году стекол набили почти на 24 миллиона рублей. Да еще 146 семафоров и стрелок покорежили.

Подземные переходы - еще одна головная боль города. Здесь подростки увековечивают свою глупость автомобильной краской, которая так прочно въедается в стены, что ничего не остается, кроме как заново штукатурить. Несколько раз за год!

Дети, скажете? Кровь кипит молодая? Вчера дядька-пенсионер полдня выкорчевывал сирень и уродовал иву - единственное украшение нашего двора. Обрубил на дереве все ветки, загораживающие ему вид на машину, оставив красоваться перед окнами мертвый двухметровый голый ствол. Никого, кроме меня, это не впечатлило: люди равнодушно проходили мимо, предпочитая не совать нос не в свои дела. Раз прошли, другой... И только в прошлом году оставили за спиной 2,5 тысячи пеньков вместо голубых елей, тополей, ивы, черемухи, рябины, кленов, можжевельника.

А куда в минувшем году исчезло с городских клумб почти 13 тысяч цветов? Правильно, не с пустыми же руками бедному студенту идти в гости к любимой девушке, да и на даче террасу не мешало бы приукрасить. Так что все цветочное благолепие, творимое руками мастеров предприятия "Минскзеленстрой", радует глаз максимум до первых весенних праздников. А потому и у них руки опускаются. Уже почти не осталось розариев, сократили до минимума посадки тюльпанов, туи, ирисов, тиса. Изысканные цветы поменяли на кусты и многолетние травы: дешевле ущерб обходится.

Не успели поставить скульптуру бабки-торговки на "Комаровке", как птичку, клюющую семечки с ее руки, на третий день отломали - минус 100 долларов из казны. У скульптурной лошадки стремена сорвали - еще по полсотни за каждое. Стоит вспомнить и Пушкина на берегу Свислочи - у Александра Сергеевича дважды "отнимали" бронзовое гусиное перо - или грустную историю про девочку с зонтом в Михайловском сквере Минска... Ну что тут поделаешь, если руки чешутся?

Из 3 тысяч флагов, украшающих город восемь раз в году, пятая часть разворовывается. А ведь каждый из них стоит около 6 тысяч рублей, на сотню тысяч дороже - с эмблемой города. Получается, что ежегодно городские власти "раздаривают" флажков на 3,6 миллиона рублей, или на 1,8 тысячи долларов, - кому как больше нравится. Добавьте к этому около 200 разбитых светильников и ламп, порядка сотни раскуроченных торшеров. Между прочим, восстановление одного фонарика в парке - это как минимум две зарплаты сантехника...

И главное, непонятно: чего людям неймется. Ладно бы детальки вытаскивали - в хозяйстве все сгодится. Но ведь ведут себя до неприличия бессмысленно: бей, что бьется, гни, что гнется... Да вот еще телефонные автоматы ломают методично и с завидным азартом. "Каждый таксофон за год страдает от рук хулиганов в среднем трижды, - говорит главный инженер Минской ГТС Сергей Попков. - В минувшем году, представьте, завели всего-то одно уголовное дело, а в счет возмещения ущерба, оцененного почти в 109 миллионов рублей, со злоумышленников взыскали лишь миллион триста". По количеству покалеченных таксофонов Минск, увы, в лидерах. Даже если взять вкупе все города Брестской области и то случаев вандализма в 6 раз меньше получится.

"Раскрыть подобное преступление невероятно трудно. У каждого фонаря или цветочной клумбы милиционера не поставишь. А не пойман - не вор", - сокрушается директор "Мингорсвета" Валерий Шкирандо. Да и милиции славы от такого раскрытия - на медный грош: чай, не серийного убийцу ловить. Ущерб-то копеечный. К тому же хулиган обязательно пообещает больше так не делать. Нет никакой на них управы. А если и попадутся по собственной глупости, максимум, что им грозит, - общественные работы или штраф в зависимости от причиненного ущерба. До суда такие дела редко доходят. Цифры только по Минску вон какие представительные, а дел уголовных завели в прошлом году по всей стране всего-то 19.

К слову, в Германии уже несколько лет действует спецподразделение по отлову любителей порисовать на поездах. В Москве однажды даже частного детектива наняли, чтобы выловить хулигана, который все домофоны в округе клеем портил. Три раза его ловили, и три раза милиция его отпускала. Причем, как выяснилось, сам он был мастером... по ремонту домофонов.

Каждый раз, когда приезжают друзья из Киева, Москвы, Баку, Одессы, восхищаются: "Красивый город, а чистый-то какой?!" Как коренная минчанка слушаю не без гордости. Но, вспоминая плакат в школьной столовой: "Чисто не там где метут, а там где не сорят", от комментариев воздерживаюсь. Мести у нас научились великолепно - спасибо дворникам. А вот науку не сорить как-то все не осилим.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter