Героем стал наш земляк, летчик-ас Павел Головачев

«Очнулся и вижу: мой самолет целится носом прямо в Дон»

Великая Отечественная война близилась к логическому завершению. Но последний рубеж — «он трудный самый». Немецкое командование сосредоточило в районе Берлина группировку в миллион человек, 10400 орудий и минометов, 1530 танков, свыше 3300 самолетов. На западных берегах рек Одер и Нейсе были созданы три оборонительные полосы глубиной до 40 километров. Все крупные здания превращены в опорные пункты, улицы и площади перекрыты мощными баррикадами. При штурме столицы нацистской Германии огня не жалели — свыше 600 орудий было сосредоточено на каждом километре фронта. По данным маршала Жукова, по городу было сделано 1,8 миллиона артиллерийских выстрелов. В воздухе господствовали советские самолеты.

За мужество и героизм, проявленные в ходе Берлинской операции, 11 уроженцев Беларуси удостоены звания Героя Советского Союза. Дважды Героем стал наш земляк, летчик-ас Павел Головачев. Воистину легендарная судьба у этого человека.

Кроме Петра ГОЛОВАЧЕВА, дважды Героями Советского Союза стали во время Великой Отечественной войны наши земляки — будущий маршал Иван ЯКУБОВСКИЙ, танкисты Степан ШУТОВ и Иосиф ГУСАКОВСКИЙ. За мужество и героизм при штурме Берлина Гусаковский в третий раз был представлен к званию Героя, но его наградили лишь орденом.

За бои в небе Испании и на Халхин-Голе еще в 1939 году дважды звания Героя Советского Союза удостоен летчик-белорус Сергей ГРИЦЕВЕЦ.

Хвост отломился, кабина уцелела

Павел ГоловачевПервую победу он одержал еще в 1942 году под Сталинградом. Сбил «мессершмитт-109». Сам был ранен, подбит, но привел изрешеченную машину на аэродром. Пять немецких осколков навсегда остались в теле. Через месяц очередная победа и вновь ранение. 

В этот день Павел Головачев в составе группы прикрывал переправу советских войск через Дон у города Калач. Наши истребители трижды вступали в бой и сбили несколько самолетов противника. Едва успели возвратиться на свой аэродром, как появилось 20 «юнкерсов». Снова поднялись в воздух и вступили в схватку.

«Я врезался в строй фашистских самолетов и с ходу сбил один «юнкерс», — писал позднее Павел Яковлевич. — А когда схватился с другим, вражеский воздушный стрелок успел выпустить очередь из пулемета, огненной трассой резанувшую по кабине моего самолета. Раненный в лицо, я потерял сознание. Очнулся и вижу: мой самолет штопорит, целясь носом прямо в Дон. Жизнь воина держится на нервах. Так и у меня тогда получилось. Вывел самолет из штопора, едва-едва дотянул до высокого берега, но уже не сел, а врезался в выступающую его часть так, что хвост отломился и упал в воду. Но кабина уцелела…»

Сельские университеты

Родился он в деревне Кошелево Буда-Кошелевского района в бедной крестьянской семье. Отец летчика, Яков Григорьевич Головачев, до революции батрачил. Участвовал в империалистической войне, защищал завоевания Октября на фронтах Гражданской. В конце 1918 года тяжело ранен. Домой вернулся инвалидом. Был он добродушным, общительным человеком. К Якову Григорьевичу часто обращались крестьяне из окрестных деревень за советом, с просьбой написать письмо или заявление. Он был единственным на всю округу грамотным.

Мать, Евдокия Николаевна, по характеру была полной противоположностью отцу: строга и молчалива. Несмотря на свою тяжелую болезнь, находила силы, чтобы хлопотать по дому, работать в огороде, воспитывать шестерых детей — пять мальчиков и девочку.

В начале 20-х годов родители переехали из Кошелева в Ветковский район. Отец стал работать здесь на лесоучастке. Поселились в урочище Шубино. Недалеко от дома протекал красавец Сож. Жилось им нелегко, но они были дружными и неприхотливыми, довольствовались самой скромной пищей. В восемь лет Паша начал ходить в школу. Был очень любознательным мальчиком. Большую тягу к знаниям, к книге сумел привить своим питомцам учитель Фома Иванович Барсуков, которого Павел Головачев вспоминал добрым до конца жизни.

Семилетняя школа, затем Гомельское фабрично-заводское училище, деревообрабатывающий комбинат. В те годы Ленинский комсомол бросил клич: «Комсомолец — на самолет!» Павел Головачев в 1937 году без отрыва от производства стал курсантом местного аэроклуба. По путевке комсомола уехал в Одесское авиационное училище. Теперь он летчик-истребитель. Война застала Головачева на полевом аэродроме в Одесской области. Здесь с друзьями получил боевое крещение…


Таран на высоте 9 тысяч метров

И вот прикован к постели. Но чудо совершил великий врач-окулист Владимир Петрович Филатов. Он вернул летчику зрение. Еще месяц госпиталя и опять упорные бои. 1 ноября 1943 года гвардии старшему лейтенанту Головачеву Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза.

Под Сталинградом Павел Головачев провел 150 боевых вылетов. В одном из февральских боев 1943 года впервые сделал дубль, сбив Ю-87 и Ме-109. Затем Крым, Мелитополь, Беларусь, Восточная Пруссия.

Здесь состоялся, пожалуй, один из самых памятных вылетов в жизни Павла Яковлевича. На высоте девять тысяч метров он таранил немецкий самолет. Головачев в паре с ведомым барражировал вдоль линии фронта. 

Солнце стояло на западе. Противник хорошо видел истребителей, а они его — плохо. «Переходим на солнечную сторону!» — приказал Головачев. Маневр удался: немцы потеряли истребителей и они пошли в атаку. Вот «юнкерс» в прицеле. Летчик жмет на гашетки, но огня нет. На такой высоте пушки просто замерзли.

Самолет противника рядом, упустить его нельзя. Скорость — предельная. Убраны обороты, чтобы смягчить удар.

«Про тараны, — говорил потом Головачев, — я много читал. Думал, что мой самолет рассыплется, а потому расстегнул ремни, снял ноги с педалей и приготовился к прыжку. Но смотрю, машина штопорит и ничего от нее не отлетает. Я поставил обратно ноги на педали, ручку отдал от себя, и вращение прекратилось. Ниже меня падал самолет противника. На высоте 5000 метров обнаружил, что сильно трясет мотор. Я выключил его и начал планировать на свой аэродром. Сел. Вылез из кабины. Смотрю: лопасти винта согнуты. Между цилиндрами мотора — куски дюраля. Центроплан поцарапан, головка фотопулемета разбита».

Это был самый высотный таран в истории Великой Отечественной войны. К вечеру на аэродром прилетел командующий воздушной армией генерал-полковник авиации дважды Герой Советского Союза Тимофей Тимофеевич Хрюкин. Он наблюдал с земли поединок с «юнкерсом». Был построен полк и генерал вручил Павлу Головачеву орден Красного Знамени.

Свой 125-й воздушный бой белорусский ас провел в апреле 1945 года в небе над Берлином. Там он сбил еще два самолета врага. 30 июня 1945 года в печати был опубликован Указ о присвоении Головачеву звания дважды Героя Советского Союза.

Бюст в родном Кошелево

На протяжении почти всей войны Петр Головачев не получал никаких известий от семьи. Она осталась на оккупированной врагом территории. Только в 1944 году от сестры Екатерины пришло горькое письмо. Каратели убили отца. Погиб брат Анатолий, младшие братья Григорий, Леонид и Николай убежали из дома, спасаясь от фашистов. Головачев писал сестре: «Пока будет биться сердце в моей груди, я буду мстить фашистам за отца и брата, за истерзанную нашу землю, за горе, принесенное врагами нашему народу...»

За период Великой Отечественной войны Петр Головачев совершил 457 боевых вылетов, провел 125 воздушных боев. Он лично сбил 30 самолетов противника и один самолет в группе. Был четыре раза ранен. 

После войны прославленный летчик продолжал службу в военно-воздушных силах. Окончил две военные Академии, командовал полком и дивизией, был заместителем командующего авиацией военного округа. Государство в мирное время трижды награждало его боевыми орденами. Дослужился до звания генерал-майора авиации.

После непродолжительной болезни скончался в июле 1972 года. Сказались старые раны. Похоронен на Восточном кладбище в Минске. Бронзовый бюст Героя установлен на родине — в деревне Кошелево. В Гомеле — памятник. Его именем названы школа, гомельское ПТУ № 56, сквер и улица в областном центре.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter