Великопостные концерты в филармонии и не только

Очищение музыкой

Когда в 1984 году создавался фестиваль «Минская весна», никому и в голову не приходило, что он будет совпадать по времени с Великим постом и Пасхой. О религии тогда если и говорили, то шепотом. Но она даже в те годы вторгалась в фестивальную афишу: то «Реквиемом» Верди в годовщину чернобыльской аварии, то «Реквиемом» Моцарта в год моцартовского юбилея...


Когда по всей стране вновь массово стали открываться церкви и костелы, долго сдерживаемый поток литургической музыки буквально заполонил филармоническую сцену. И лишь потом стало ясно, что классическая музыка связана с духовностью гораздо тоньше и сложнее. Фактически вся так называемая классика выросла из монастырей и церквей, где еще в XI веке изобрели нотную грамоту, а затем научились превращать простейшие мелодии в чудо красоты и гармонии.

Именно поэтому классическая музыка особенно уместна в те моменты жизни, когда житейская суета замолкает и человек погружается в раздумья о смысле существования. Таким временем испокон веков был Великий пост. Во многих странах существует традиция великопостных концертов.

В этом году 5 апреля наши лучшие силы под руководством главного дирижера Государственного академического симфонического оркестра народного артиста Александра Анисимова исполнили в духовной академии грандиозную ораторию митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею».

Это произведение уже в третий раз исполняется в Минске, в первый раз в 2013 году в филармонии в присутствии автора. Я, признаться, слушала его впервые и поразилась отваге композитора, который решительно порвал с вековыми канонами православной музыки, объединил хор с оркестром, знаменный распев с европейской полифонией. И получился российский Бах — пусть на 300 лет позже, но смысл тот же самый.

Но что удивительнее всего — в эту атмосферу вписались и два светских концерта, ничего общего с религией не имеющих.

Блистательный сольный концерт китайского пианиста Дже Юэня «Полночь, 1838. Романтическое путешествие», в котором прозвучали два выдающихся сочинения романтической эпохи: 24 прелюдии Шопена и «Крейслериана» Шумана. Помнится, поразил меня когда–то российский музыковед Владимир Медушевский, ожесточенно доказывавший, что романтизм не от бога. Дже Юэнь своей игрой доказал обратное. Не припомню, когда в последний раз мне доводилось слышать в Большом зале столь одухотворенное и осмысленное звучание рояля.

И бенефис нашей оперной дивы Оксаны Волковой, которую обрамляло целое созвездие теноров — Илья Говзич, Сергей Радченко, Михаил Малафий — и баритон Станислав Трифонов. Это было настоящее пиршество оперного вокала! Но пиршество, вполне совместимое с великопостными строгостями. В программе были арии и сцены из опер, сюжетно никак не связанные (кроме «Сельской чести») ни с Пасхой, ни с Великим постом. И даже наоборот, пресловутые оперные страсти — коварство, ревность, честолюбие, испепеляющая жажда любви...

Красота музыки и благородство ее исполнения очищают и возвышают все, к чему ни прикасаются. Будь то опера или симфония, или виртуозная фортепианная пьеса. За этим, собственно, мы и ходим на концерты.

Обращаю внимание поклонников музыки духовной, 24 апреля во Дворце Республики пройдет юбилейный вечер прославленного хора московского Сретенского монастыря. Репертуар коллектива, как мы знаем, разнообразный, не ограничивается каноническими песнопениями. Концерт намечается незаурядный.

juliaandr@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter