Итоги европейского Гран-при автогонок формулы-1 в Монце

Очередной дуплет в исполнении "Мерседес"

Последний европейский Гран-при сезона завершился в прошлое воскресенье в Монце

Последний европейский Гран-при сезона завершился в прошлое воскресенье в Монце. Перед отъездом в Сингапур, с которого начинается финальное заморское турне чемпионата, команды отстрелялись на одном из самых исторических автодромов. В очередной (уже 7-й в этом году) раз “Мерседес” показал великолепный дуплет, оставив соперникам лишь право бороться за единственное свободное – 3-е место на подиуме. В этот раз оно досталось бразильцу Фелиппе Масса, который в составе команды “Уильямс” впервые в этом сезоне получил право на подиумное шампанское.


Для критически настроенных поклонников “Формулы-1”, читающих эти строчки, сразу поясню: Гран-при России европейским этапом в формульных кругах никто не считает. Во-первых, потому что Россия в целом для всего мира – это евроазиатская стран в силу своих больших просторов, приходящихся на Зауралье. А во-вторых, в Сочи все команды едут, как на выездной этап. То есть без моторхоумов, которые после Италии отправились “отдыхать” на свои базы до следующего года. Вся логистика полетит почтой DHL из японской Сузуки, где за неделю до российского этапа будет проходить Гран-при Японии. Другое дело, если бы российская гонка проходила в Москве, в ее окрестностях или где-нибудь под Санкт-Петербургом. А так, извиняйте, Сочи для “Формулы-1” – это практически заморское турне.


Трудно себе представить, что по воле миланского автоклуба и местных властей трасса в Монце существует с далекого 1922 года, где она была специально построена в уютном королевском парке этого пригорода Милана. С самого начала истории “Формулы-1”, берущей отсчет с 1950 года, здесь ежегодно организуется Гран-при Италии. И последние слухи о том, что “Монцу могут снять с довольствия”, то есть заберут у нее право проведения Больших призов, всех повергли в недоумение. Оказывается, главный промоутер королевы автоспорта мистер Берни Экклстоун, решил приравнять легендарный автодром к другим европейским трассам и запросить от итальянцев при продлении контракта больший гонорар для своих структур.


Кстати, опять же о Сочи. Если в среднем для европейских автодромов право на проведение Гран-при стоит от 20 до 30 миллионов евро, то россияне выложили за свой дебютный около 60, с прогрессирующей шкалой, увеличивающей эту сумму на 6% ежегодно. А для Монцы по предыдущему контракту сумма была около 10 миллионов. Что и говорить – легенда автоспорта. Если раньше у итальянцев было практически два этапа в год, то после исключения Гран-при Сан-Марино (трасса Имола) из календаря им приходится довольствоваться лишь Монцей, существование которой в “Формуле-1” еще никто не ставил до сих пор под сомнение. На мой взгляд, вопрос все же решится в пользу Гран-при Италии, ибо у обеих договаривающихся сторон есть большая заинтересованность в сохранении легенды. Обязательно договорятся. Чуть-чуть добавят итальянцы, немножко уступит мистер Экклстоун, и слухи не перерастут в отражение действительности. Тем более что по ходу прошедшего уик-энда Берни выдал прессе свою версию календаря гонок будущего сезона. Практически она повторила нынешний чемпионат (в том числе и с Гран-при Италии), добавив лишь Гран-при Мексики в завершающее заморское турне перед Гран-при США.


Белые одежды итальянского подиума


Было не совсем обычно видеть исключительно белые цвета комбинезонов на подиуме в королевском парке в Монце. Но таков уж нынешний чемпионат. В отсутствие аварий и неполадок самыми быстрыми себя показывают практически на всех трассах пилоты команд “Мерседес” и “Уильямс”. Именно их белые комбинезоны празднично украшали итальянский подиум и на этот раз. Ни темно-синим одеждам “Ред Булл”, ни красным “Феррари” доказать свою конкурентоспособность на итальянском Гран-при не удалось. Более того, итальянская скудерия, болельщики которой традиционно обеспечили практически полную занятость трибун, эту гонку записала в число своих самых провальных, едва сумев заработать на домашнем автодроме весьма скромные 2 очка. Кумир местных тиффози испанец Фернандо Алонсо впервые с 2010 года сошел из-за технических проблем, прервав свою длинную серию результативных выступлений. Двукратный чемпион до сей поры оставался единственным, кто во всех гонках этого сезона регулярно набирал очки.


Германо-британский конфликт


Две недели, прошедшие после бельгийского этапа в Спа, нисколько не ослабили интерес к конфликтной ситуации в команде “Мерседес”. Инцидент, произошедший во время Гран-при Бельгии, был тысячи раз пересмотрен и обсужден. Но главного ответа мы так и не получили: будет ли дано право Нико Росбергу и Льюису Хэмильтону в оставшихся гонках бороться друг с другом на трассе? Масла в огонь споров подлил еще и руководитель команды Тото Вольф. Его сказанная в одном из интервью фраза “если гонщики не будут подчиняться командным установкам, то мы вынуждены будем провести кадровые перестановки” выразила то высокое напряжение, которое сложилось в немецкой “конюшне”.


На пресс-конференции в четверг, куда оба гонщика (редчайший случай, когда присутствуют двое пилотов из одной команды) были приглашены и посажены по обе стороны от Фернандо Алонсо на первый ряд, Нико и Льюис не выглядели друзьями, хотя и было заявлено официально, что примирение произошло. Хэмильтон казался более веселым, даже слегка развязным, похлопывая Фернандо по плечу, как давнего друга. Нико предпочитал сохранять безразличное выражение лица, едва скрывая грусть в своем взгляде.


В субботу напарники вновь встретились на общей пресс-конференции, поскольку Льюис выиграл поул-позишн, а Нико был в квалификации вторым. И вновь британец всем своим видом показывал свое превосходство. Точнее сказать, умение себя держать на высоте.


Когда же на старте из-за неисправности системы ERS Льюис провалился и вышел из первого поворота 4-м, пропустив вперед себя не только Нико, но еще и Магнуссена с Массой, все вдруг поняли, что у Росберга появился шанс доказать свою зрелость и свой талант на деле, а не только в психологической борьбе. Льюис неистовствовал. Включив весь свой потенциал, к середине дистанции он настиг своего немецкого напарника и стал его прессинговать. На командном мостике всерьез забеспокоились. В мягкой форме завуалированно Льюису сообщили, что прессинг губит его шины и ему может не хватить их свойств до конца гонки. Мол, нужно поберечь шины, отказавшись от плотной борьбы с Нико. В “Мерседес” понимали, что чисто обойти Росберга у Хэмильтона вряд ли получится. Машины одинаково быстры, трасса скоростная. Риск испортить гонку и не доехать до финиша – очень высок. Но Льюис сделал вид, что рекомендации руководства команды его не касаются. Он продолжил прессинг, ожидая либо ошибки Нико, либо возможности броситься в атаку. А впереди оставалась еще почти половина дистанции.


И тут неожиданно Нико ошибается. Причем во второй раз. В первый раз он не вписался в шикану первого поворота ранее, но тогда еще не было Льюиса “на запятках”. Теперь же Льюис просто агрессивно дышал в затылок. Промахнувшись с торможением, Нико вынужден был срезать шикану и проехаться между пенопластовыми щитами, подпрыгивая на “лежачих полицейских” зоны безопасности. Этого было достаточно, чтобы Льюис спокойно его обошел. Конфликт разрешился. И надо было видеть радостное лицо Тото Вольфа, которое операторы с удовольствием показали всему миру. Для руководителя “Мерседес” не так важно, кто из гонщиков приедет первым. Ему архиважно было, чтобы оба были на подиуме и заработали максимум очков. Ведь деньги и почести команде дают в конце сезона по результатам Кубка конструкторов, а не за то, что у них появился чемпион, из-за которого “конюшня” упустила командную победу.


Кто-то тут же предположил, что Нико специально ушел от борьбы, чтобы отдать должок напарнику. Категорически не согласен с таким выводом! В Монце перед первым поворотом гонщики сбрасывают скорость с 350 км/ч до 110 в течение 2,5 секунды. То есть пролетая практически по 100 метров за секунду. Ошибиться здесь легко, особенно если еще и вести оборонительную борьбу против атак соперника. Сделать это специально трудно, да и нелогично. Риск повредить машину гораздо больше, чем если просто медленнее разгоняться после этого поворота, если ты уж действительно решил сделать подарок напарнику. Да и зная Росберга, я вряд ли соглашусь с тем, что он это сделал специально. Нико – боец, и когда ему давали однажды команду пропустить Льюиса, он, выполнив указание, сказал: “Запомните этот день”. Думаю, что все это запомнили.


Борьба за титул продолжается. И не удивлюсь, если каждая гонка будет отмечена очередным элементом противостояния этих двух классных гонщиков. У кого окажутся покрепче нервы и кому побольше подфартит госпожа удача, тому и достанется титул в этом сезоне. Остальным пилотам остается лишь быть сторонними наблюдателями этой борьбы.


Дуэли по всему пелотону


Считается, что именно Монца расставляет всех по ранжиру мастерства. Поэтому на Гран-при Италии бои местного значения велись по всему пелотону. Причем результаты были настолько близкими, что команды во многих случаях просто парами приезжали на финиш. Уступив Боттасу в квалификации, Фелиппе Масса безукоризненно стартовал, воспользовавшись ошибкой напарника. К концу гонки Валттерри прорвался-таки из середины пелотона на 4-е место, но настичь напарника у него уже не было шансов.


У “Ред Булл” в этот раз провалился на старте Даниель Риккиардо. Казалось, ничто не помешает Феттелю в этот раз доказать, что он все еще действующий чемпион и априори должен быть быстрее своего молодого напарника. Но ошибка команды (за нее потом Кристиан Хорнер принес Себастьяну публичные извинения), позвавшей слишком рано Феттеля на его единственный пит-стоп, не позволила гонщику успешно защищаться в конце дистанции. Шины на его болиде перестали обеспечивать необходимое сцепление с асфальтом. Сначала его обошел Боттас, а затем в красивой, именно ему присущей манере “а-ля-Риккиардо” Феттеля обошел и Даниель.


Пару слов об этих обгонах молодого австралийца. Четко обозначившись в зеркалах впереди идущего соперника, Риккиардо всеми своими действиями показывал, что собирается обгонять именно с этой стороны. Когда же соперник смещался в эту сторону, перекрывая траекторию, то Даниель резко уходил в другую, с легкостью совершая обгон при помощи DRS. И в этот момент уже ничего против него нельзя было предпринять, ведь дважды изменять траекторию при обороне пилотам запрещено регламентом. На бумаге – все очень просто. А в жизни – смотрится великолепно. А если при этом осознавать, что болиды движутся со скоростями более 300 км/ч, то становится понятным, что мы имеем дело с действительными мастерами своего пилотского дела.


Кевин Магнуссен выиграл у Дженсона Баттона и квалификацию, и старт. Долгое время он был в лидирующей тройке. Но затем основная борьба развернулась у него в попытке отстоять хотя бы 7-ю позицию. Неудачно защищаясь от Боттаса, датчанин вытолкнул финна за пределы трассы и был оштрафован после гонки стюардами 5-секундным штрафом. Это позволило и Пересу, и Баттону, и даже Райкконену подняться на ступеньку выше того места, на котором они финишировали. А Кевин довольствовался лишь 1 очком за последнее зачетное место в десятке.


Еще одна дуэль заслуживает нашего внимания. Россиянин Даниил Квят, для которого Монца – это его самая любимая трасса, вынужден был поменять мотор на своем “Торо Россо”. Но поскольку это был уже 6-й двигатель, то Даня получил свой первый штраф за “перерасход”. 10 штрафных позиций отбросили его с 11-го квалификационного места на последний ряд стартового поля. Однако показанный затем россиянином прорыв к зачетным очкам превзошел всякие ожидания. Без помощи выезда машины безопасности, без многочисленных сходов соперников Квят за два круга до финиша уже был на хвосте у плотной группы Магнуссен, Перес, Баттон и Ракконен. И тут неожиданно отказывает тормозной диск на болиде Дани в самой жесткой точке торможения первого поворота. Вылетев с трассы, Квят все же сумел удержать болид от контакта с отбойниками и вернуться в гонку. До финиша он доехал, не пропустив вперед никого из соперников и уверенно оставив позади себя своего напарника Жан-Эрика Верня. Француз стартовал 12-м, а финишировал 13-м.


Неожиданные встречи


Совершая прогулку по трассе в четверг, что давно уже стало ритуалом у журналистов и обязательной программой у команд, я неожиданно увидел у первого поворота идущего мне навстречу гонщика, несколько лет назад покинувшего “Формулу-1” и уехавшего из Европы. Хуан-Пабло Монтойя – собственной персоной! Оказалось, что колумбиец приехал сюда, чтобы поддержать своего молодого приятеля, гоняющегося в чемпионате GP2. Сильное рукопожатие и фото на память. Приятные минуты общения с человеком, бросившим когда-то вызов самому Михаэлю Шумахеру. Именно с легкой руки Монтойи в пелотоне молодые гонщики стали активно бороться с Михаэлем в эпоху “Феррариады” 2000 - 2004 гг., не оглядываясь на титулы легенды автоспорта. Жаль только, что Хуан-Пабло так и не сумел здесь, в Европе, стать чемпионом, предпочтя завершение своей карьеры в заокеанских чемпионатах.


Вопросы и ответы


Работа в пресс-центре Гран-при “Формулы-1” открывает большие возможности по получению информации об автоспорте, что называется, из первых рук. Помимо брифингов, индивидуальных и групповых интервью, существует здесь еще одна возможность задать интересующий тебя вопрос непосредственно пилотам или представителям команд. Речь идет об официальных интервью, которые FIA организует в пресс-центре в течение всего уик-энда именно для аккредитованных журналистов. В четверг “для дачи показаний” приглашаются 6 пилотов, в пятницу 6 представителей команд, в субботу – 3 пилота, занявшие первые три места в квалификации, в воскресенье – 3 пилота, поднявшиеся на подиум по результатам гонки. Трансляция идет в прямом эфире для каналов, имеющих право транслировать гонки “Формулы-1”. Некоторые каналы затем ретранслируют эти пресс-конференции в своих специальных передачах об автоспорте. А интернет-сайты, пишущие о королеве автоспорта, выкладывают содержание вопросов и ответов этих пресс-конференций буквально через полчаса после их проведения. Здесь мы приводим лишь вопросы, заданные в Монце от имени нашей редакции, так сказать, сохранив наши авторские права.


Вопрос: (В.В. – “СБ. Беларусь сегодня”) Фернандо, семь лет назад у тебя был не самый удачный опыт сотрудничества с Льюисом, однако сегодня вы остаетесь друзьями. Сейчас между Нико и Льюисом складывается почти такая же ситуация, какая была между тобой и Хэмильтоном в 2007-м. Мог ли бы ты стать послом мира в этом противостоянии?


Фернандо Алонсо: Неплохая идея, хоть я и не посол мира! В 2007-м не все складывалось так, как нам хотелось. Я много раз говорил, что у меня не было проблем с Льюисом – у нас были профессиональные отношения, а, когда гонщики нацелены на борьбу, это нормально. Все не сработало потому, что, на мой взгляд, я был недоволен философией и руководством команды. Когда на следующий год появилась возможность перейти в другую команду, я решил двигаться дальше.

У нас с Льюисом по-прежнему хорошие отношения. Уверен, эти парни оставят произошедшее в прошлом и будут двигаться вперед. Как сказал Нико, у них есть четкая цель – выиграть чемпионский титул, и они оказались в привилегированном положении, поскольку могут бороться за такой результат. Мы же должны постараться получить максимум удовольствия от этой прекрасной битвы. “Формула-1” и состоит из таких вещей. У Нико с Льюисом есть другая, более приятная проблема – борьба за титул.


Вопрос: (В.В. – “СБ. Беларусь сегодня”) Фелиппе, в 2007 году ты был вторым номером “Феррари”, а Кими Райкконен стал чемпионом. В прошлом году ты был вторым гонщиком “Феррари”, но уже при двукратном чемпионе мира Фернандо Алонсо. Сегодня ты на подиуме в Италии, в Монце, без “Феррари”, без Кими и Фернандо. Можно ли считать это вызовом или сигналом для “Феррари”? Как ты себя ощущаешь, поднявшись здесь на подиум без “Феррари”?


Фелипе Масса: Прежде всего это никакой не вызов. Ты сказал, что я был вторым номером, но я на протяжении своей карьеры делал все, чтобы оказаться первым. Да, в разных командах у меня были сложности, но это часть жизни. Иногда ситуация оказывается труднее, чем предполагалось, но нужно продолжать борьбу и двигаться дальше.

Да, мы сражаемся с “Феррари”, но это не сигнал. Мы просто должны сделать все, чтобы оказаться впереди. Я очень привязан к скудерии, они всегда будут в моем сердце, поскольку с ними я провел замечательные годы, но теперь я в другой команде и мы должны соперничать со всеми – не только с “Феррари”, но и с “Ред Булл”, “Мерседес” и другими. Необходимо опередить всех, и сегодня мы сработали фантастически, поднялись на подиум, и если уж это сигнал, то сигнал того, что мы конкурентоспособны и готовы к борьбе.

Я не имею ничего против других команд. Мне просто хочется быть на подиуме перед всеми этими болельщиками, которые по-настоящему в меня верят. Мы были вместе столько лет, и пусть сейчас я не ношу красный комбинезон, это не означает, что я испытываю сколь-нибудь меньшее удовольствие, когда приветствую их с пьедестала.

Фото автора и Жоржа Декостера.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter