Ее могут излечить достойное финансирование, крепкая материально-техническая база, укомплектованность кадрами. И воспитанные пациенты…
Замечали, что летом болеют реже? Это видно и невооруженным глазом, стоит лишь побывать в коридорах поликлиник. Посетителей становится меньше настолько, что некоторые медицинские работники успевают даже побывать в отпуске — в другое время это сделать практически нереально. Но, если взглянуть на ситуацию с другой стороны, лето лишь на время сглаживает трудности, с которыми поликлиникам все остальное время приходится мириться.
Длинные очереди за талонами, перед кабинетами врачей, процедурными кабинетами, нехватка кадров, а у тех специалистов, которые есть, — времени для пациента и современного оборудования для полноценных исследований — все эти, и не только, проблемы делают медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях не такой доступной, как хотелось бы. Но, чтобы не быть голословной, решила узнать на собственном опыте, возможно ли обойтись без истраченных нервов и времени? Для этого пришлось стать пациенткой поликлиники. А поскольку особой нужды обращаться к врачам пока не было, выручила диспансеризация. Два «зайца» одним посещением…
Моя поликлиника № 6, что по улице Ульяновской в Минске, приятно порадовала еще в фойе: взгляд сразу зацепился за стол с большой яркой вывеской «Диспансеризация». За ним медицинский работник разъясняла посетителям, куда и с какими направлениями идти. Как я поняла, некоторые только что узнали о возможности пройти комплексное обследование, кто-то получил приглашение по почте. По словам сотрудницы поликлиники, люди самых разных возрастов интересуются диспансеризацией, и всем им здесь стараются предоставить возможность обследоваться при минимальных очередях, а то и вовсе без них.
Получив свой набор направлений, пошла за талоном для электрокардиограммы (хотя некоторые исследования, действительно, прошла в течение ближайших десяти минут и совершенно без очереди). Там вырисовывалась иная картина: талоны выдавали с 18 часов, а желающие их получить начали собираться на час раньше. Народу с каждой минутой прибывало, пропорционально усиливалось волнение в очереди, росло недовольство друг другом и ситуацией. Накала страсти достигли минут за пять до вожделенного срока. У меня сложилось впечатление, что промедли регистратор на несколько секунд — и пациенты пошли бы на это небольшое помещение штурмом. Но медработник была точна и стала четко, со сноровкой выдавать талоны. При этом она успевала отвечать на телефонные звонки.
Народ в очереди между тем делился наболевшим: «Три месяца уже пытаюсь попасть на прием к терапевту и не могу: прихожу после работы — его нет, звоню заказать талон — тоже нет. Сегодня просидела три часа, может, на этот раз повезет?» Когда я попросила эту женщину представиться, она стушевалась и добавила: «Талоны-то были, просто времени, удобного для меня, не было…» Кто-то высказал рацпредложение: «Пускай на телефонные звонки не отвечают, пока нам талоны не выдадут, а то, чего доброго, не хватит. Раз люди могут звонить, значит, могут и прийти в очереди постоять…»
Под такие «доброжелательные» восклицания я уходила со своим талончиком. В глаза мне бросилось объявление приблизительно такого содержания: «Уважаемые пациенты! При обращении в поликлинику просим вести себя достойно и уважительно по отношению к сотрудникам, которые исполняют свои служебные обязанности в соответствии со сложившейся на сегодня ситуацией». Кто-нибудь еще заметил это объявление-просьбу?
Думаю, каждый из нас может припомнить случаи, когда приходилось неприкаянно бродить по заполненным коридорам поликлиники или с упорством «высиживать» свою возможность побывать у доктора. Нарекания наши, по сути, объективны, но и причины, порождающие их, такие же. Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, на уровне Министерства здравоохранения страны, областных и городских комитетов по здравоохранению уже предпринят ряд мер по обеспечению доступности медпомощи в поликлиниках. Но пока работа по-новому войдет в обычное русло, можно заглянуть туда, где смогли упредить, насколько это возможно, недовольство пациентов еще до того, как ситуацию признали критической. Ведь умные учатся не только на ошибках других людей, но и на их успехах тоже.
Столичная поликлиника № 35 справедливо считается одной из самых успешных в городе. Хотя бы потому, что обслуживает практически столько пациентов, на сколько рассчитана, — чуть больше 33 тысяч. В минских поликлиниках такое можно встретить нечасто: многие из них перегружены в два, а то и больше раза. На этом, в общем-то, везение или дело случая заканчивается, далее следуют грамотные расчеты руководства в целях и задачах и выполнение намеченного.
Например, если в иных поликлиниках только-только подходят к необходимости использования в регистратурах многоканальной связи, то здесь эта практика существует уже давно. Не говоря уже о предварительной записи в журнал, по телефону, Интернету.
Первый этаж. Справочное бюро. Сегодня предварительную запись на прием ведет и.о. заведующей отделением Татьяна Шкляр. Она ловко управляется с компьютером, успевая при этом отвечать на непрекращающиеся звонки, общаться с пришедшими посетителями и выдавать талоны. Пока мы в течение нескольких часов то и дело проходили мимо регистратуры, мне так и не довелось наблюдать очереди к окошку, состоящей больше чем из трех человек. Разгадка оказалась крайне простой: пациенту, для того чтобы получить талончик к врачу, не надо мчаться в поликлинику накануне дня приема к 6 вечера или обрывать по той же причине битый час (и только один!) телефонные провода, а в итоге оказаться ни с чем. В этой поликлинике за талоном можно подойти на протяжении всего дня — с 8.00 до 20.00. Кроме того, в справочном бюро, сменяя каждый день один другого, работают специалисты в должности не ниже заведующих отделениями. И это гарантирует детальное и подробное знание информации о графике приема всех врачей.
Материально-техническая база. Ее главный врач Александр Линдеров старается укреплять непрестанно с момента своего вступления в должность — с 1990 года. Достойный внешний вид поликлинике помог придать ее спонсор — предприятие «Керамин». А вот оборудование — это средства, выделенные комитетом по здравоохранению Мингорисполкома.
— Мне сложно понять, когда для некоторых медицинских учреждений становится проблемой освоение выделенных денег, — говорит Александр Николаевич. — Когда заинтересован в том, чтобы работать лучше, всегда найдешь им применение. Например, сейчас я знаю, что нам нужен еще один УЗИ-аппарат: тот, на котором работаем, загружен с утра до вечера.
По мнению главврача, финансирование и материально-техническая база — два кита, от крепости которых зависит и доступность медицинской помощи. Впрочем, о третьем — речь впереди.
Кадры. Не секрет, что их недостает. Особенно в амбулаторно-поликлиническом звене. Особенно узких специалистов и среднего медперсонала. Например, учреждениям здравоохранения Минска сегодня не хватает 2,5 тысячи врачей, а в каждой области их нехватка колеблется от 200 до 500. Они сегодня на вес золота, хотя бы потому, что не все идут пытать счастья «больших» денег в коммерческие структуры. Кстати, Александр Линдеров проговорился, что у него работает много врачей, которым не однажды предлагали идти работать в частные клиники, а они… отказались. Говорят: «Там бизнес, а мы хотим заниматься медициной».
Такая самоотверженность, впрочем, не избавляет поликлинику от нехватки специалистов — штат укомплектован только на 70 процентов. Остается одна надежда: некоторые совместные решения властных структур и учебных медицинских заведений обещают в ближайшие пару лет решить кадровый вопрос хотя бы частично.
— Комитетом по здравоохранению разработана программа, в соответствии с которой будет увеличена заработная плата среднему медицинскому персоналу — лаборантам, фельдшерам, медсестрам, — говорит главный врач. — А если все-таки удастся со временем обеспечить кадрами поликлиники на все 100 процентов, то, увидите, никаких очередей не будет и в помине.
Хочется добавить: от нас, пациентов, тоже зависит, насколько безболезненно пройдет реформа в поликлиниках. Может, иной раз и не стоит так близко к сердцу принимать промахи конкретных медиков, ограниченных «сложившейся ситуацией»?
На снимке: в терапевтическом отделении.