Один день из жизни «Хорошек»

Очень сильное вращение «Хорошек»

45 лет этот заслуженный коллектив несет белорусскую культуру миру
За всеми званиями Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля «Хорошки», как и его бессменного художественного руководителя народной артистки Беларуси Валентины ГАЕВОЙ, порой сложно рассмотреть настоящую жизнь коллектива. Да и вряд ли кто задумывается над этим, придя на концерт. Мы обычно видим «готовый продукт» и профессиональный, отточенный до автоматизма, язык танца и пластики уникальных артистов. Накануне 45-летнего юбилея «Хорошек» корреспондент «СГ» побывала за кулисами, «полистала» страницы «Полоцкой тетради» на репетиции, поговорила с артистами.


Теперь уже 45-летняя история «Хорошек» начиналась 14 января 1974 года с первой репетиции, для которой Валентина Гаевая и хореограф Николай Дудченко отобрали восемь пар. Какая по счету была репетиция, где посчастливилось побывать мне, вряд ли сказала бы и сама руководитель. Просто на этот раз «Хорошки» готовились к юбилейному концерту в Белгосфилармонии. 

Посмотреть репетицию знаменитой «Полоцкой тетради» дорогого стоит. Тем более когда сидишь рядом с Валентиной Ивановной. Более трех часов с замиранием сердца наблюдала ее эмоции. Она жила в танце, как будто сама стояла на сцене, ныряла в самую глубину постановки, в этот сумасшедший вихрь вращений. Каждый такт музыки и элемент хореографии можно было уловить на ее лице, почувствовать по движению рук и ног. Иногда она «возвращалась» и кратко комментировала: «Полоцкая тетрадь» — самый первый исторический номер, поставленный еще в 1980-х годах. Некоторые новички наденут костюмы или их детали, чтобы лучше прочувствовать образ». И тут же по микрофону обращалась к ним со словами «деточка», «мальчики», «девочки»… 


Меня интересовало, насколько чувствуют ее эмоции артисты, поэтому и заскочила в гримерку, пока те переодевались к очередному выходу:

— Энергетика, которая от Валентины Ивановны исходит, просто бешеная, где бы она ни находилась: перед нами на репетиции или за кулисами во время концерта. Новички от этого поначалу очень волнуются, потом постепенно привыкают. Ее присутствие чувствуется всегда. Бывает, что запутаешься в элементах прямо во время выступления, но заново не перетанцуешь. Нужно быстро сообразить и заполнить паузу. Но так, чтобы и оркестр, и вокалисты друг друга услышали и вовремя вступили. Случалось, что на сцене даже падали. Все мы живые люди, а нагрузка колоссальная. Но для нас «Хорошки» — это и профессия, и образ жизни.


С КЕМ бы из знакомых ни говорила о «Хорошках», все сразу же вспоминали мужчину-артиста небольшого роста. Фамилию его если и не все назовут, то артистический образ и харизма в памяти заседают прочно. Недаром датчане его окрестили белорусским Чарли Чаплином.  

Во время репетиции сразу выловила глазами заслуженного артиста Беларуси, кавалера ордена Франциска Скорины Федора Балабайко. Вот он — живая история коллектива: служит в «Хорошках» с 1974 года. Ему без малого 70 лет. Почти полвека танцевать, да еще так мастерски! Перехватила Федора Яковлевича на пару минут между номерами:

— Пока могу, буду выходить на сцену и работать. Три года назад была операция на сердце. Врачи разрешают давать небольшую нагрузку, и Валентина Ивановна меня бережет. В танец нужно вкладывать сердце, душу, чувства и эмоции, иначе ничего не получится. Ансамбль вся моя жизнь.

Похожие слова я слышала в гримерке, в балетном зале, от Валентины Ивановны и от тех, кто, как и руководитель, на 45 лет связал себя с «Хорошками».

Я пришла сюда из академического танца, — вспоминает первая солистка ансамбля, педагог-репетитор Светлана Кашталапова-Потапович. — Коллектив создавался для гастролей за рубежом, чтобы белорусы могли достойно заявить о себе. Ответственность на нас лежала огромная. Постановки Валентины Ивановны Гаевой и Николая Григорьевича Дудченко были всегда гениальными. За все годы ни разу не пожалела, что сменила балетную пачку на народный костюм. Для меня это служение «Хорошкам», отдача души и сердца. До сих пор в ансамбле работает и Валентина Гехт, она пришла в 1975 году.


Точное количество артистов, прошедших через «Хорошки», не назовешь. Кто-то просто не выдерживал огромной физической нагрузки, бесконечных репетиций, гастролей, когда нужно было оставлять семью на недели, а то и месяцы. Кому-то отказывала Валентина Ивановна. Специфика ее профессии такова, иначе никак.


В коридоре встречаю директора ансамбля Александра Никиту:

— Буквально пару месяцев назад мы вернулись из большого тура. Выступали на лучших концертных площадках Центральной России и ее отдаленных регионов — в Сыктывкаре, Вологде, Рязани… Принимали участие в губернаторских мероприятиях, куда мы были приглашены в качестве хедлайнеров (артисты, имена которых стоят в заголовке афиши). В прошлом году провели турне по столицам Европы. При полных залах коллектив везде воспринимали великолепно. Мы в который раз показали, что белорусы — это не лапти и рубахи-вышиванки, а высококультурная нация. Сейчас готовимся к большому проекту, который пройдет в Кремле 23 марта 2019 года, где представят лучшие мировые хореографические коллективы.

СПРАВКА «СГ»

Только за последние годы «Хорошки» были удостоены специального приза VI Международного фольклорного фестиваля в Кальтавутуро (Италия, 2003 год), специального приза и диплома XV Всемирного фольклорного фестиваля (Франция, 2004), диплома XXI Международного фольк­лор­ного фестиваля (Бель­гия, 2004), грамоты и короны на XIV Международном фестивале «Святыни фольклора» (Франция, 2005), специального приза и диплома XVI Международного фестиваля искусств «Славянский базар-2007». В 2009 году коллектив награжден дипломом Государственной думы Российской Федерации «Лучший проект России 2008 года». 

Ансамбль — участник многочисленных престижных фестивалей Республики Беларусь, России, Италии, Латвии, Литвы, Польши, Израиля, Словении, Туркменистана, Азербайджана, Китая…

В ПЕРЕРЫВЕ между номерами заглянула в костюмерные. Можно только вообразить, какой «обоз» берут с собой на гастроли и какую ценность представляют все эти расшитые украшениями «барокканские» костюмы из шикарных тканей. Валентина Гаевая впервые надела на профессиональных танцоров меха, жупаны, кунтуши, лифы, длинные платья, пояса: 

— Материалы о первых белорусских костюмах искала даже в запасниках Ленинградского этнографического музея. Не могла брать элементы украинской или русской одежды, это была бы подделка, настоящая халтура. Мы должны были открыто заявить о себе. Из-за тяжелой одежды в том числе нагрузка на артистов ложится огромная, здесь и физическая сила, и дыхание. При этом нужно держать осанку и улыбаться. Правильная постановка спины, иначе не будет вращений. А «Хорошки» отличаются» от остальных коллективов очень сильным вращением. 


— На мой взгляд, «Хорошки» вообще ни с кем не сравнить. Валентина Ивановна,  а тогда, 45 лет назад, белорусскую культуру знали?

— О ней вообще не слышали. На сводных концертах в Москве выступали представители всех республик СССР, а от белорусов никого! Знали «Лявоніху», где нужно было бегать мелким бегунком, и все. До сих пор помню подначки украинцев из ансамбля Вирского: «Ну что, белорусы, «гопачок» привезли?» Но через год наш коллектив выступал в Дании, а через три, когда отмечали 60-летие Октябрьской революции, занял первое место на Всесоюзном смотре-конкурсе среди профессиональных коллективов. Слово «профессиональных» улавливаете? Я помню, как обидели этим грузинский национальный балет Сухишвили-Рамишвили.

В кабинете Валентины Ивановны стоят фотографии Владимира Мулявина, Александра Тихановича, Ядвиги Поплавской и «Песняров». Первая мысль, пришедшая в голову: Мулявин — россиянин, но так проникнуть в белорусскую песню не удалось никому, кроме него. Удивительно, что и Гаевая, родина которой Россия, то же самое сделала с белорусским танцем. Валентина Ивановна уловила это сразу:

— Мы с Мулявиным работали нога в ногу. Я ему душу грела, он — мне. После того как я сделала «Долю», вообще стали близкими друзьями. Уверена, даже думали одинаково. Планировали создать программу, название придумали — «Белорусы», но… Его уход стал большим ударом.

45-ЛЕТНИЕ воспоминания и самих «Хорошек», и о «Хорошках» заслуживают целой энциклопедии. Перелистывать альбомы, буклеты, пересчитывать награды коллектива и руководителя можно дольше, чем длится репетиция. Валентине Гаевой после концерта в Лондоне пожимала руку сама Маргарет Тэтчер. Ансамбль по праву считают живой легендой белорусов, на эмблеме — белый аист. Он сумел донести нашу культуру практически в каждый уголок мира. 

Работа у нас тяжелая, иной раз мучительная. Бывают и слезы на глазах, даже перед выходом на сцену, — говорит Валентина Ивановна. — А вообще, артисты понимают, что должны нести зрителям радость. И они это делают.

СПРАВКА «СГ»

За вклад в развитие белорусской культуры Валентина Ивановна Гаевая имеет почетное звание «Заслуженный артист Белорусской ССР», «Народный артист Белорусской ССР», Государственную премию Рес­публики Беларусь, медаль Франциска Скорины, специальную премию Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», орден Франциска Скорины, а также многочисленные дипломы и грамоты.

Звания «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь» удостоен хореограф Николай Григорьевич Дудченко, «Заслуженный артист Республики Беларусь»  — бывшая солистка балета, педагог-репетитор Светлана Кашталапова-Потапович и солистка, артистка балета Алеся Курьян. Федору Балабайко присвоено звание «Заслуженный артист Рес­публики Беларусь», он награжден орденом Франциска Скорины.
chasovitina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter