Разработчики программы по развитию электротранспорта на 2021—2025 годы — о сети супербыстрых ЭЗС и дополнительных стимулирующих мерах по покупке электрокаров

Очень положительный заряд

Сегмент электротранспорта даже в непростом нынешнем году демонстрирует уверенный рост как в глобальном понимании, так и на внутреннем рынке страны. По оценке компании «Белоруснефть», количество электрокаров в Беларуси уже превысило полторы тысячи единиц и вскоре преодолеет отметку в 2000 авто. Это, в свою очередь, отражается и на потреблении электроэнергии, которое уже сейчас достигает более 6 миллионов кВт.ч. В целом же широкое использование и расширение производства электротранспорта позиционируются как одни из ключевых элементов в программе социально-экономического развития страны на будущую пятилетку. Сейчас на контроле Правительства находится программа по развитию электротранспорта на 2021—2025 годы, формирование которой должно быть завершено до 1 января будущего года. Благодаря данному документу планируется эффективно увязать производственно-технологические процессы с развитием зарядной инфраструктуры и совершенствованием системы энергоснабжения. О том, как это будет происходить, «Р» узнала у участников проекта. 

Расширение производства электротранспорта — один из ключевых элементов в программе социально-экономического развития страны на будущую пятилетку.

Расширение инфраструктуры 

— Сеть ЭЗС Malanka с момента своего создания занималась развитием зарядной инфраструктуры. Это направление мы будем продолжать, —
рассказывает заместитель генерального директора по строительству, общим вопросам и идеологической работе «Белоруснефти» Андрей Котик. — Кроме увеличения количества электростанций, стоит задача их усовершенствовать и сделать более мощными. Если два года назад станции имели мощность менее 50 кВт, то уже в этом году нами был сделан упор на развитие сети быстрых ЭЗС мощностью от 50 кВт, а по трассам — от 150 кВт.

Таким образом, электромобилисты теперь могут пополнить заряд батареи всего за 5—7 минут плюс 35 километров в городской черте и в течение 10 минут на новых станциях плюс 150 километров на магистралях. В ближайшие 5 лет Malanka, кроме расширения сети быстрых ЭЗС, запустит проект по развитию супербыстрых ЭЗС мощностью до 350 кВт, которые смогут заряжать электромобили на плюс 340 километров всего за 4—8 минут.

— При этом, чтобы развивалась сеть супербыстрых электрозаправочных станций, электромобили должны быть современными, способными принимать заряд такой мощности. Соответственно, цены на электромобили должны быть приемлемыми для белорусских водителей. Для этого на государственном уровне должны приниматься дополнительные стимулирующие меры.

Расширение производства электротранспорта — один из ключевых элементов в программе социально-экономического развития страны на будущую пятилетку.

По словам Андрея Котика, речь идет о предоставлении льготных кредитов, соответствующего налогообложения на покупку электромобилей компаниями, которые пересадили своих водителей на электрокары, что особенно актуально для служб такси, доставки, каршеринга. Возможно, имело бы смысл разрешить авто с зелеными номерами двигаться по полосе для общественного транспорта, а электрическим грузовикам дать возможность бесплатно пользоваться платными дорогами.

— Также в 2021—2025 годах Malanka планирует развивать сеть ЭЗС в регионах, чтобы ни один город Беларуси не остался без зарядных станций. Мы сотрудничаем с белорусскими производителями зарядных станций, устанавливаем станции с несколькими вариантами разъемов, относящимися к нашему Европейскому региону, чтобы водители вне зависимости от того, машину какой модели они выбрали, могли без проблем заряжаться на наших станциях.

Кроме того, Андрей Котик сообщил, что согласно прогнозам экспертов к 2025 году по дорогам страны в оптимистичном сценарии может колесить свыше 200 тысяч электромобилей, потребляющих около 450 миллионов кВт.ч.

— Очевидно и то, что, основываясь на трендах развития, помимо легковых автомобилей в Беларуси планируется внедрять электробусы: в ближайшие годы они будут активно появляться в городах страны, где население превышает 100 тысяч человек. Как только программа замены автобусного парка на электробусы будет утверждена, мы приступим к обсуждению того, как должна развиваться инфраструктура для зарядки общественного транспорта.

Вопрос стимула

Подход к построению программы имеет комплексный характер и направлен на создание условий для разработки, производства и потребления электротранспорта внутри страны. В этом вопросе совместно работают Минпром, Минтранспорта, Минэкономики и ряд областных организаций. Важнейшая роль в реализации данного проекта — за Национальной академией наук. 

Роль НАН совместно с реальным сектором будет заключаться в разработке линейки электродвигателей, аккумуляторных батарей, систем управления силовой электроникой, опытных образцов автомобилей каркасно-панельного типа на электротяге (от грузопассажирского, развозного до спортивного), сертификации электромобилей и компонентов электропривода. Запланировано взаимодействие и с Госстандартом по созданию технических нормативно-правовых актов и стандартов в области электротранспорта. 

Роль НАН совместно с реальным сектором будет заключаться в разработке линейки электродвигателей, аккумуляторных батарей, систем управления силовой электроникой, опытных образцов автомобилей.

Как рассказал заместитель генерального директора по научной работе и инновационной деятельности Объединенного института машиностроения НАН Олег Еловой, с точки зрения института важно взаимоувязать разработку, производство и потребление данной техники с мерами стимулирования развития отрасли: 

— Такие предложения мы направили на проект комплексной программы. Также обсуждались меры по точечной заградительной политике от импорта, расширения преференций для наших разработчиков и производителей, налоговые и территориальные льготы для потребителей. 


Говоря подробнее о разработках, он отметил, что в скором времени в Объединенном институте машиностроения НАН смогут создавать литий-ионные батареи для любых типов машин. Пока лучшего серийного аналога накопителей для таких целей нет: 

— Сейчас мы ими плотно занимаемся и планируем производить опытные образцы аккумуляторных батарей для любых машин по потребностям заказчика. Мы научились управлять всеми техническими характеристиками аккумуляторных ячеек. Кроме того, уже наработали опыт создания так называемого мозга управления всей электроникой, включая силовую батарею в машине. Ведь алгоритмы управления всеми устройствами электромобиля — ключевой секрет разработчика и производителя. 

Важно взаимоувязать разработку, производство и потребление электротранспорта с мерами стимулирования развития отрасли.


kryzhevich@sb.by


Фото БЕЛТА

В ближайшие 

5 лет Malanka кроме расширения сети быстрых ЭЗС запустит проект по развитию супербыстрых ЭЗС мощностью до 350 кВт.

Фото Александра Кулевского
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter