Война в Афганистане — всегда плохая идея

Очень плохая идея

Война в Афганистане — всегда плохая идея. Ее невозможно закончить, можно только уйти из страны. Если бы президент США Джордж Буш спросил у любого бывшего советского солдата, что такое война в Афганистане, скорее всего, ему посоветовали бы «не соваться». Но он не спросил. И про войну во Вьетнаме тоже не вспомнил (вернее, не захотел вспоминать). В результате США ведут самую долгую в своей истории военную кампанию на чужой территории. И уйдут оттуда (если, конечно, уязвленная гордость позволит) совсем не победителями. 


За 18 лет, что США воюют в Афганистане, туда перебросили более 775 тысяч американских военных. Согласно документам министерства обороны 2300 военнослужащих погибли, 20.589 получили ранения. На войну и «восстановление» экономики потрачен почти триллион долларов, а «Талибан» сегодня сильнее, чем был, когда это война начиналась. Так кто победитель? 

Этот вопрос задаю не я — сами американцы. Газета «Вашингтон Пост» три года через суды добивалась доступа к засекреченным правительственным документам. Добилась и опубликовала серию материалов: почти 2000 страниц текста, интервью с 400 инсайдерами (большая часть фамилий засекречена), которые, не думая, что пресса когда‑либо получит доступ к их словам, были предельно откровенны. И безжалостны к собственному правительству. 

«Мы не вторгаемся в бедные страны, чтобы сделать их богаче, — говорит Джеймс Доббинс, занимавший должность специального представителя в Афганистане в администрациях Буша и Обамы. — Мы также не вторгаемся в авторитарные страны, чтобы сделать их демократичными. Мы вторгаемся в охваченные насилием страны, чтобы установить там мир, и мы явно потерпели неудачу в Афганистане». Проект, доступ к результатам которого получили журналисты из «Вашингтон Пост», называется Lessons Learned — «Усвоенные уроки». Многие сравнивают его с «Документами Пентагона» — секретной историей Вьетнамской войны, составленной министерством обороны. Когда в начале афганской эпопеи американцам напоминали о поражении во Вьетнаме, они отмахивались: мол, все будет по‑другому. А сейчас один за другим признают: у нас нет даже критериев, по которым можно определить, мы побеждаем или проигрываем. Из интервью становится ясно, что разногласий среди высокопоставленных американских чиновников о целях и задачах войны больше, чем согласия. Одни хотели в результате войны превратить Афганистан в демократию (миссия оказалась невыполнимой). Другие хотели трансформировать афганскую культуру и добиться расширения прав женщин (и эта миссия не увенчалась успехом). Третьи стремились изменить баланс сил между Пакистаном, Индией, Ираном и Россией. Кажется, и в этом неудача. 

«Аль‑Каида» и «Талибан» точно враги? А Пакистан друг или противник? А родившееся после победы в Ираке «Исламское государство»? А огромное количество иностранных джихадистов? «Талибан» напрямую, «Исламское государство» опосредованно — порождения США. Некоторые полевые командиры джихадистов получают поддержку от ЦРУ. Что с этим делать? Согласно документам, опубликованным «Вашингтон Пост», правительство США так и не ответило на эти вопросы. Так за что они воюют в Афганистане? И способны ли победить в войне, где враг непонятен? 

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter