«Очень хотелось доказать!..»

10 лет у руля
10 лет у руля

Что можно сказать о трудоголике? То, что он сутками напролет работает, забыв обо всем остальном? И ничто другое, кроме дела, его не интересует? Примерно такое мнение было у меня о генеральном директоре Минского автомобильного завода Валентине ГуриновиЧе, с которым знаком уже много лет. Но лишь недавно после нашей двухчасовой беседы с Валентином Аркадьевичем понял, насколько ошибался. Оказывается, и трудоголику, говоря словами классика, ничто человеческое не чуждо. Впрочем, судите сами...

1. Валентин Аркадьевич, как бы вы сами представили себя читателям?

— Парень из провинции. Родился в Костюковичском районе, окончил там 8 классов. Что предопределило судьбу? Батька купил мотоцикл, в то время это было событие. Всю зиму я на сеновале газовал, а весной состоялась первая поездка. Так что когда встал вопрос: продолжать учебу или определяться в жизни — я выбрал автомеханический техникум. И 2 сентября 1965 года, будучи его учащимся, впервые переступил порог Минского автозавода. Как оказалось, навсегда. Пессимистом я никогда не был, жизнь воспринимаю оптимистически. Себя читателям могу представить только в роли директора МАЗа. Это главное дело моей жизни. Когда Президент назначал меня на эту должность, он сказал: помоги поднять завод. Я ответил: сделаю все, что в моих силах. Вот и стараюсь. Уже 10 лет.

2. Как, по–вашему, человек работает, чтобы жить, или живет, чтобы работать?

— Я таким вопросом задавался лет в 20. Сегодня уже себя не представляю вне работы, и, как показывает практика, если человека оторвать от нее, то он теряет себя.

3. Чьим мнением дорожите больше всего?

— Коллективным. Команда на заводе подобрана грамотная, специалисты — одни из лучших в республике. Я выслушиваю всех своих заместителей. Моя задача — выбрать наиболее оптимальный вариант решения, объединить коллектив на достижение цели, поставленной перед предприятием.

4. А что, по–вашему, есть коллектив такого крупного завода?

— По большому счету, политику определяет управленческая служба. Я имею в виду прежде всего моих заместителей. Остальные — исполнители.

5. С рабочими встречаетесь?

— Обязательно! Я регулярно обхожу цехи, знаю завод очень хорошо, поскольку начинал тут слесарем. Поэтому и меня многие знают, и мою семью. Беда иных руководителей в том, что они не видят в рабочем равного себе. Он, мол, ниже по рангу. Нет, у меня одинаковое отношение к слесарю, уборщице или начальнику цеха. Я учу этому и руководителей подразделений. При назначении на руководящую должность всем задаю вопрос, который мне когда–то задал покойный Михаил Иванович Демин, бывший директор МАЗа. Назначая меня заместителем начальника цеха по производству, он спросил: какая у тебя главная задача? Мне тогда было лет 26 — 28. Я четко отрапортовал: дать план любой ценой. Он посмотрел на меня и говорит: «Твоя основная задача — работать с людьми, видеть в человеке человека. Суметь убедить и повести за собой. Сможешь — тогда и план у тебя будет, и все остальное». Умнейший был руководитель, с большим жизненным опытом. На меня его слова здорово подействовали.

Но в то же время при необходимости и спросить надо строго, наказание за проступок должно последовать обязательно и быть справедливым. Тогда и обид не будет.

6. Интеллигентность, что это в вашем понимании?

— Я уже, в принципе, ответил: это в первую очередь — уважать тех, с кем работаешь.

7. На что не жаль потратить миллион?

— Как директору миллион, и не один, ничуть не жалко потратить на техническое перевооружение предприятия. И сегодня мы этим занимаемся, предполагаем инвестировать порядка 300 миллионов долларов за 4 — 5 лет на приобретение новых технологий, с тем чтобы выйти на уровень лучших мировых фирм, а может, в чем–то и опередить их. А в личном плане я не жадный к деньгам. С меня сегодня достаточно того, что зарабатываю, чтобы содержать семью, купить автомобиль. Дети взрослые, работают. Хотя мог бы получать гораздо больше, и предложения такие были из той же России. Но не в деньгах главное. А в том, когда ты удовлетворен собой, своей работой, когда все ладится. Поэтому я никогда не задумывался, что бы я делал, появись у меня миллион у.е.

8. Что вам легче: подняться в 6 утра или лечь спать в 4? И требует ли этого ваша работа?

— Я не в 6 встаю, а в полшестого. С тем чтобы в 7 утра провести первое оперативное совещание. Это уже выработано десятилетиями, встаю даже без будильника. Появляюсь на заводе где–то в половине седьмого утра и ухожу в половине восьмого вечера. Это обычно. Если ушел раньше, то чувствую себя не в своей тарелке, будто совершил что–то противозаконное. Семья к моей загрузке привыкла. Но бывает, что прихожу домой и в 10 вечера, и в 12. Когда работал начальником прессового цеха, приходилось даже ночевать в кабинете — цех работал в 3 смены.

9. Директор, наверное, отчасти дипломат. Всегда ли говорите то, что думаете?

— В основном всегда. Считаю, что на любом уровне если не говоришь всю правду, то дезинформируешь. И тогда вышестоящему руководству невозможно принять правильное решение. Так что я по характеру такой — не могу терпеть, когда лгут. Как правило, высказываю мнение, в котором убежден, чего бы мне это ни стоило. Не убежден — промолчу.

10. Автомобиль в человеческой истории — это надолго?

— Навсегда. И никакими летательными аппаратами его не заменишь.

11. А когда вы поняли, что автомобиль — главное дело жизни?

— Наверное, уже после того, как был назначен генеральным директором, хотя о смене предприятия и раньше никогда не думал. И еще когда стало на этой должности получаться.

12. Генри Форд в свое время на вопрос, какой автомобиль лучше, ответил: новый. А ваше мнение?

— Поддерживаю эту мысль. Понимаете, я бы покривил душой, если бы сказал, что импортный автомобиль, который отработал 2 — 3 года в Европе, хуже нашего нового. Внешне он привлекательнее, поскольку не знал соли и грязи наших дорог. Но я бы однозначно выбрал наш новый. Это подтверждает практика последних лет: перевозчики все больше приобретают новые МАЗы. Почему? Это гарантия, которую мы постоянно увеличиваем. Совершенно другой уровень стоимости запасных частей, а по техническим характеристикам наша машина западным не уступает.

13. Вы унаследовали дело многих известных людей. Это как–то сказывается на вашем отношении к работе?

— Однажды в Ульяновске узнал, что наш знаменитый генеральный конструктор Герой Соцтруда Шапошник был там главным конструктором. О Демине я уже говорил. Я только благодарен таким людям, поскольку многому у них научился. Но давит ли их авторитет? Нет. Наше время в корне отличается. Тогда была другая организация предприятия. Финансы, заказы, сбыт были обеспечены. Мне же пришлось с помощью заместителей перестраивать всю работу.

14. Будь вы главой государства, что бы сделали в первую очередь?

— И мысли такой нет — быть главой государства. Вижу свою цель в том, что я обещал Президенту, когда он назначал меня на эту должность — довести завод до ума.

15. Как относитесь к наблюдению А.Чехова, что на свете нет ничего страшнее провинциальной знаменитости?

— Я не совсем с этим согласен. Кто такой провинциал? Это человек из глубинки, который поднялся на определенный уровень и стал знаменитостью. Ломоносов откуда вышел? Это провинциал? Самый настоящий. Или себя возьму в пример. (Смеется.) Мне хотелось доказать, что я ничуть не хуже городских ребят, с которыми учился в техникуме. Хотя подготовка в сельской школе была не та, что в Минске. И первые два года приходилось трудиться о–е–ей. На практике выбирал самую тяжелую работу и в 1967–м получал 160 рублей. Это были тогда большие деньги. Когда окончил институт, мне предложили работу заместителя начальника цеха. Было стремление больше познать, и так получилось, что опять попал в самый сложный цех — прессовый. Потом на прицепное производство во времена перестройки перевели, там были серьезнейшие проблемы. За 3 месяца исправили положение только благодаря тому, что практически до каждого своими ногами дошел, объяснял, убеждал.

16. А Минский автозавод — провинция мирового автомобилестроения?

— Я бы не сказал. После того как развалился СССР, осталось много некомплектных машин, трехмесячная задолженность по зарплате и по платежам в бюджет — года три, — Валентин Аркадьевич закурил, задумался. — Мы давно сотрудничаем с МАN, оттуда приехали поздравить меня с назначением и предложили консультанта из Европейского банка реконструкции и развития. Я ему изложил ситуацию. Он попросил день подумать: мол, не было такого случая в практике. А потом отказался: говорит, не смогу ничем помочь.

Многие тогда заявляли: зачем нам такой гигант? Разобьем на мелкие подразделения, и управляемость повысится. Но я прекрасно понимал, проработав всю жизнь на этом заводе, что даже при централизованном управлении нужно сводить начальников цехов. А если каждый себе будет хозяином? Натворят многое. Или советовали нам закрыть завод (так бы не было, если бы не видели в нас реального конкурента). Но что дальше, чем занять людей? На чем зарабатывать? Откуда потом появляются нищие, бездомные? Об этом иностранные советчики и наши их последователи не задумывались. Так что если бы не избрали Президентом Александра Лукашенко, не только бы не было Минского автозавода в нынешнем виде, но и вообще его бы не стало. Пример украинского КрАЗа об этом говорит. И то, что «Мерседес» долго отказывал МАЗу, а в 2005 году единственному разрешил применение своих силовых агрегатов — говорит о многом. Он тоже дорожит своей маркой. Так что не такая мы провинция. Если бы не МАЗ — доступ инофирмам на постсоветское пространство был бы гораздо проще.

17. Какие перемены ожидают нашу страну через год?

— Думаю, большие. И только к лучшему. Это не лесть, а мое четкое представление о том, что нас ждет. В том числе и МАЗ. Зарплата уже в этом году у нас в среднем в эквиваленте 350 долларов, а через год будет, думаю, около 400. Откуда такая уверенность? Вдобавок к принятым Президентом мерам в ближайшее время будет подписан соответствующий указ в ответ на нашу просьбу уравнять условия хозяйствования с российскими автозаводами. И мы просим бюджетный кредит. Это создаст условия для еще более динамичного технического перевооружения.

18. Вы по служебным делам ездите на вазовской «десятке». Это что, гражданская позиция?

— У нас есть и «Волга», и «Жигули», и джип. В зависимости от того, на чем экономнее, какую делегацию встречаешь — на том и едешь. Арабов, конечно, на «Жигулях» не повезешь. «Волги» больше 2 лет не выдерживали, «Жигули» — 9 лет. Хотя сегодня они уже для руководителя предприятия непрестижны. Приехал на одно совещание — на меня как–то странно смотрели...

19. Руководить тысячами людей — это льстит самолюбию?

— Это тяжелейший труд, требующий постоянной самоотдачи. Лестного тут ничего нет. Руководитель должен уметь каждую минуту переключаться. Даже среди моих заместителей есть такие, которые любое свое действие приходят согласовать. И у меня, если заметили, никогда нет очереди. Если человек пришел — должен зайти. Я сразу стремлюсь сказать «да» или «нет».

20. О чем мечтали в детстве?

— Мотоцикл — это уже потом, в отрочестве. А в детстве скорее хотелось стать взрослым. Привлекала самостоятельность, прежде всего в принятии решений. И мечтал иметь средства, чтобы, например, конфеты купить, краски. Очень хотелось.

21. Кого вы предпочитаете держать в доме: кошку или собаку?

— Вообще–то я люблю животных. Началось это с того, что отец привез голубей. Я снимал птенцов, выкармливал, тренировал, они были у меня ручные. Когда подрос — занялся кроликами. К чему я это? Котов не то что ненавижу, но не люблю. Они уничтожили у меня голубей, потом начали таскать кроликов. А что касается собаки, то с детства мечтал, позже была французская овчарка бриор. Умерла от старости.

22. В каких человеческих слабостях не можете себе отказать?

— Могу себе отказать в любом — если задаться целью. В отдыхе, питании. Сложнее с курением, но это тоже, по большому счету, не проблема.

— А ради чего такой аскетизм?

— Это не ради чего–то, а в принципе, считаю, человек должен управлять своим телом, организмом, привычками.

23. От кого устаете больше всего?

— От людей, даже умных, но которые одно и то же повторяют 10, 15, 20 раз. Сначала интересно, а потом утомляет. Помните, как интересно было слушать Горбачева, но только вначале.

24. Есть ли в жизни вечная любовь?

— Сложно ответить. Любовь к женщине? Думаю, есть, но потом она превращается в привязанность. Любовь в моем понимании — когда без человека жить невозможно, постоянно думаешь о нем. Но сейчас все мое время отдано работе, придешь домой — поесть бы, прогуляться, посмотреть новости да выспаться.

25. Ваш идеал женщины...

— Красивая и умная.

— Это можно отнести и к вашей семье?

— А я о своей жене и не могу ничего другого сказать. Симпатична и умна, хотя приходилось многому ее учить, она очень ревнива. Разные были у нас в жизни ситуации.

26. Если любите путешествовать, то какому виду транспорта отдаете предпочтение?

— Путешествовать не люблю, потому что много командировок. Недавно побывал с Премьер–министром в Ульяновске, Самаре, Тольятти, вернулся — и сразу в Новосибирск. Две с половиной недели был в дороге, устал ужасно. Предпочтение отдаю самолету — из экономии времени.

27. Что такое лень, а что — душевный покой? Может ли быть такое состояние у директора завода?

— Чтобы иметь душевный покой, на предприятии все должно быть нормально. То есть чтобы те задумки, которые намечены, выполнялись. Но на заводе постоянно возникает столько проблем и вопросов, что покоя быть не может. А чтобы в отпуске уснуть средь бела дня спокойным сном, нужно состояние, когда тебя совершенно ничто не тревожит.

28. А как обычно проводите отпуск? Когда отдыхали последний раз?

— Уже 15 лет отдыхаю в Сочи в санатории «Беларусь», принимаю там процедуры. Первые 2 дня, а то и больше, снимаю усталость, которая накапливается за год — на пляже сплю, раскинув руки. Стараюсь отдыхать хотя бы 20 дней в году, иначе работать невозможно. Накапливается усталость. Когда чувствуешь, что хочется на работу, — считаешь, что отпуск прошел нормально. Последний раз отдыхал в октябре.

— Были ли условия для спокойствия?

— Считаю, да. Хотя год складывался неоднозначно. По моей инициативе с одобрения Президента нам передали завод «Могилевтрансмаш». Ситуация оказалась сложнее, чем я предполагал. Пришлось наводить там порядок, организовывать производство, обеспечивать людей работой. И это потребовало, конечно, денежных ресурсов. А их в начале года остро не хватало, т.к. сложная была ситуация в России и на дальних рынках. И мы оказались на грани того, что могли даже сорвать выплату зарплаты. Что это такое для 30–тысячного коллектива? Когда люди давным–давно отвыкли от задержки заработной платы даже на один день? ЧП! Но, слава Богу, мы к августу запасы продукции смогли реализовать, поправилась финансовая ситуация. Все, что было обещано Президентом нам в помощь, также было выполнено. Пошел рост производства, это дало повод уехать в отпуск со спокойной душой.

29. Где чаще всего встречаетесь с друзьями?

— На работе.

30. Кто ваш самый близкий друг?

— Много друзей, но самый близкий — тот, с которым познакомился еще в техникуме. До сих пор в нормальных отношениях, и что привлекает — мы не зависим друг от друга. Ни он мне, ни я ему ни разу не позавидовали, не подвели и можем откровенно поговорить о чем угодно.

31. Чего не прощаете даже лучшим друзьям?

— Предательства. Были такие друзья, которые в сложные моменты уходили в сторону. И я не терплю, когда врут. Если говорить о работниках завода, то здесь не терплю воровства, пьянства и обмана.

32. А врагов успели нажить?

— Явно выраженных нет. А тайные... Если ты чем–то недоволен — давай встретимся и разберемся. Почему враги появляются? Потому что я отстаиваю интересы своего коллектива и республики тем самым. Тот, кто работает чисто на себя, конечно, с этим не согласится. Это касается, например, ввоза в страну подержанных грузовых автомобилей, что подрывало наш рынок.

33. Когда вы последний раз хохотали от души, бывает ли вообще такое?

— Бывает, и нередко. У нас Виктор Калечиц (первый зам. генерального. — Прим. автора) прекрасно рассказывает анекдоты. Когда собираемся своей компанией, без них не обходится.

34. Есть ли у вас огород или дача, какие овощи и фрукты нравится выращивать?

— Я же человек от земли, с удовольствием работаю лопатой. Но больше с садом нравится возиться. Я сам прищепляю, перещепляю деревья — нет ни одного, которое бы не перепривил, если не нравится сорт. Отец научил. Дача у меня вместе со всеми заводскими. А еще люблю заниматься пчелами — держу 3 — 4 улья.

35. Если представить, что вам 15 лет и есть возможность начать все сначала, как бы поступили?

— Пошел бы снова в автомеханический техникум. Я не обижаюсь на судьбу за то, что все так получилось.

36. Вы часто одалживаете деньги у кого–либо?

— Нет, хватает того, что зарабатываю.

— Но завод живет в долг...

— Весь мир работает в кредит. Здесь уже искусство наших финансистов сказывается. У нас большой портфель кредитов, но главное — чтобы они нормально обслуживались. И сегодня мы имеем условия кредитования значительно лучшие, чем другие предприятия.

37. Какие книги, по–вашему, нужно прочесть всем?

— Для руководителя, наверное, Карнеги. Нужно обязательно, чтобы нормально воспринимать окружающий мир.

38. Если бы была возможность, с кем из интересных людей хотели бы встретиться и о чем бы спросили?

— Не скажу, что я обижен встречами с интересными людьми, в том числе по долгу службы. Был делегатом последнего, XXVIII съезда, КПСС. Там сталкивался и с Ельциным, и с Горбачевым, в полемику вступал. С Лужковым с удовольствием встречаюсь — интереснейший человек, с ним можно говорить на самые разные темы. Я бывал у него на даче. Попробовал там коллекцию меда со всего мира — у него более тысячи сортов. Лужков подарил мне улей собственной конструкции, так что весной еще одну пчелиную семью заведу.

Очень интересно с Президентом встречаться. Он умеет слушать и в то же время правду открыто сказать в глаза.

39. Вы хорошо знаете свою родословную?

— К сожалению, нет. Знаю, что дедушка, как и мой отец, был учителем. В то время не распространялись о родословной.

40. Какой день считаете самым счастливым в жизни?

— Наверное, когда получил вызов на учебу в техникум. Для меня это было большое событие. И неизвестно, как бы сложилась судьба, если бы не поступил.

41. Есть ли у вас любимое занятие, помимо работы? О пчелах вы уже говорили...

— Еще бильярд. Вообще я занимался спортом, легкой атлетикой. Настольный теннис, бильярд пришли позже. Могу сразиться с любым.

42. Когда плохо на душе, что делаете?

— Всем этим и занимаюсь. Отвлекает.

43. Что чувствуете в обществе молодых людей и часто ли с ними встречаетесь?

— Постоянно, в том числе на заводе. Коллектив наш молодой — средний возраст — 40 лет. Да и дома две дочери, четверо внуков.

44. А себя ощущаете молодым?

— Во всяком случае, старым не ощущаю. Когда был помоложе, казалось, что люди моего возраста — глубокие старики. Сегодня так не считаю. И интересы такие же к жизни, как у молодого.

45. Как часто и по какому поводу недовольны собой?

— Бывает. Последний раз — март прошлого года, я рассказывал о причине.

46. Какое место на земле вам наиболее дорого?

— Если по–душевному, то тянет туда, где родился, где детство прошло. Есть у нас там Лисья гора — за грибами когда–то ходили в мелколесье. А недавно приехал — самый настоящий сосновый бор вымахал! Обязательно на речку заезжаю, где купались и пескарей ловили. Запах воды до сих пор помню.

47. Верите ли в изречение, что все, что ни делается, к лучшему?

— Где–то да. Потому что судьбу не изменишь.

— А в судьбу верите?

— Верю. Предугадать все невозможно. Поэтому надо настраивать себя на то, что даже если какие–то неприятности случаются, — это не конец света, и не надо бросаться в панику.

48. Ждет ли наших детей лучшее будущее?

— Конечно. В детстве я мечтал купить краски, акварелью порисовать. Сегодня даже в деревне вопрос так не стоит, совершенно другие условия. Думаю, впереди — лучшее, если у человечества хватит ума сберечь мир.

49. При каких обстоятельствах познакомились с нашей газетой?

— Еще в детстве. Отец «Советскую Белоруссию» выписывал, и я пацаном, еще в школу не ходил, учился читать по ней. Может, не настолько понимал, о чем пишется, но читал. А сейчас ее регулярно читаю.

50. Вопрос, который вы сами бы хотели себе задать.

— У меня к себе вопросов нет, полнейшая ясность, особенно по 2006 году. Я знаю мнение коллектива, уверен в нем, и в этом году все будет только к лучшему.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter