Иногда полезно остановиться и еще раз внимательно посмотреть на привычные, казалось бы, вещи

Очень большой брат

Минская конференция по борьбе с терроризмом заставила взглянуть на многие вопросы под особым углом зрения.

Например, интернет, родившийся как глобальное явление на наших глазах, напоминает воду. Ласковая, полезная, всегда под рукой, не обойтись. А случись, скажем, цунами или наводнение, люди гибнут. Потому что не держат в голове: это — стихия. Равнодушная, отстраненная, живущая по своим законам, нас не замечающая. Отнюдь не наша.

Мировая сеть — такая же стихия. Смотрите: несколько компьютеров объединились для обмена данными, затем к ним добавились еще тысячи и миллионы таких же. Теперь уже — миллиарды. И нет на Земле такого компьютера, который мог бы рассчитать все, что происходит в этой исключительно компьютерами образованной и ими же формируемой системе. Но ведь какие‑то законы этой всемирной сетью управляют? Но ни люди, ни сами компьютеры, из которых она состоит, не то что использовать законы ее поведения — осознать их не могут. Вам не страшно? Мне — боязно.

Поэтому слова Президента, что «мы создали хорошую большую игрушку, а сейчас не знаем, что с ней делать» — это не красивый оборот речи. Это мысли вслух о существующей опасности. И напоминание о воде — которая и жизнь дает, и роторы крутит, и утопить может в любой (очень трудно предсказуемый) момент.

Заодно пару слов о «шпиономании», как кому‑то могло сгоряча показаться. Вот скажите, ваш любимый Гугл — он ведь знает, где именно и как долго вы находитесь поминутно, правильно? А если вы скажете, что эту функцию можно отключить, то это только вы так думаете. Или есть еще те, кто верит, что Гугл был создан на двух коленках, в стареньком гараже, безо всякой помощи со стороны абсолютно незаинтересованных контор с незапоминающимися названиями? Тогда вы и правда свято верите в непорочность людей, проникнутых идеями демократии.

Вон Фейсбук откровенно торгует личными данными своих адептов направо‑налево. И что? И ничего, как поймают за руку: ой, простите‑извините. Даже «больше так не буду» не звучит. Тогда последний вопрос: как думаете, могут руководители высокого уровня и ответственности позволить себе иметь в кармане смартфоны и другие гаджеты‑игрушки, без которых нам с вами, как кажется, уже не обойтись? Подумайте.

Фото  РЕЙТЕР

Дональд Трамп не стал и, чтобы похвастаться, опубликовал в сети спутниковую фотографию Ближнего и Среднего Востока. Так специалисты мигом определили, что она сделана с конкретного спутника, совершенно секретного, стоимостью 2 миллиарда долларов, вот параметры орбиты, всего таких американцы запустили 16. Ну, и чего стоит теперь вся секретность? Кстати говоря, зеркало у него — «почти 2,5 метра, как у телескопа «Хаббл», пишут эксперты. То есть пока тот единственный «Хаббл» радует всех фотками далеких звезд, целая команда его собратьев следит за всеми нами. С разрешающей способностью 10 см — можно марку смартфона в ваших руках разглядеть…



В понятие «информационная безопас­ность» входит еще и, скажем так, морально‑нравственная составляющая. К примеру, один портал буквально еженедельно публикует истории уехавших из Беларуси преимущественно молодых людей. Общий заголовок к ним годится такой: «Как же здорово там — не то, что здесь, — надо ехать». Наказуемо это? Да нет. Хорошо ли это? Отвратительно. Но это (оно‑оно) постоянно капает на мозги, особенно читающей только заголовки и только в интернете молодежи. А дырку в мозгах лечить трудно.

Вообще, если со стороны посмотреть на общий тон наших «независимых сетевых ресурсов», не может не броситься в глаза: ничего хорошего в стране не происходит. Направленность заголовков поражает. Вот на международном уровне (да и не все бы так сумели) провели Европейские игры — а скока ж они стоюць? Вот Беларусь опять, и снова, и в который раз упала — и какой‑нибудь «новый рейтинг» потребления устриц. Даже просто построили новый дом: так это они (эти, те, там, ну, вы поняли) построили (сабе, не людзям жа) дом. Похоже на компашку алкашей‑неудачников, живущих в разваливающихся хатах на краю нового работящего агрогородка: каждый день на лавках, всю дорогу языком, светлого и хорошего — ничего. И никого — из своих же односельчан, разумеется.

Опять же, не будь интернета — вся эта воронья слободка когда‑никогда подожгла бы себя сама, просто от безысходности. Но они ж — не сплетники, не пережитки, они — «ресурсы», у них «миссия доносить правду». Эту призрачную корону позволяет натянуть на голову именно всемирная сеть — сама являющаяся весьма условной реальностью. Прикиньте, всего лишь наборы шальных цифр, мятущиеся туда‑сюда, позволяют некоторым шельмовать свою страну, растлевать молодежь, откровенно врать, менять черное на белое — и делать все это иногда безнаказанно и зачастую анонимно.

«В Беларуси нет системных причин для экстремистской деятельности, — отметил Президент, — основанной на религиозной, этнической и социальной нетерпимости». Так это надо сказать спасибо народу. Государству. И Президенту. Но уж никак не интернету, со всеми его погодами, пробками, подсказками, переводчиками и другими жизненно необходимыми (как раньше жили, уже непонятно) функциями.

Вроде достаточно сказано в пользу того тезиса, что «интернет контролировать нужно». В наших же собственных интересах. Одновременно понятно, что в интересах других — не дать сделать это нам, а контролировать его самим. Отсюда и опасение «санкций со стороны цивилизованного общества» — опасение, густо приправленное сарказмом. Ведь на самом деле один рецепт точно есть, он нам от предков достался: «Ален нови, ностра алис!». Что означает — ежели один человек построил, другой завсегда разобрать может.

Обладая таким секретом, можно спокойно искать и другие способы укрощения шестой стихии, каковой сегодня, безусловно, является всемирная сеть. И мы, уверен, найдем: время пока терпит.

Нет смысла повторять про террористов, злоумышленников, преступников и прочих ненормальных, которые любое изобретение человечества способны поставить на службу самым низменным целям. Поэтому не удивляет, когда тот же Цукерберг заклеивает камеру на своем телефоне и детям выдает их на пару часов в день. И то же самое делает бывший директор американского ФБР. Я бы сказал: они что‑то такое знают. Если не из первых, то из вторых рук, это точно. Знают гораздо лучше и гораздо раньше нас. Об этом тоже — подумайте.



mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter