Кинотрилогия «Властелин колец» накануне 20-летнего юбилея

Очарованы, околдованы

«Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую в земле, ощущаю в воздухе. Многое из того, что было, ушло, и не осталось тех, кто помнит об этом». Фрагмент летописи фантазийного мира сегодня неожиданно легко принять за пророчество. Аккуратно перенести на наши реалии и усмехнуться загадочным парадоксам времени: экологические проблемы, коронавирус, гендерные вопросы, информационные технологии, фейковые новости… Сегодня, поглощенные текущими заботами, многие не в состоянии вспомнить, какой была действительность всего 20 лет назад, когда на премьере фильма «Властелин колец. Братство кольца» прозвучали эти слова.


Опасное это дело, Фродо, выходить за порог: стоит ступить на дорогу — и, если дашь волю ногам, неизвестно куда тебя занесет

Когда каждый день на тебя наступают новые гаджеты, хочется босиком пробежаться по зеленой лужайке. После того как техногенный мир безболезненно пережил излишне пафосную компьютерную проблему 2000 года, человечество неожиданно потянуло к сказочным истокам: по лавкам древностей, координатам чудес. В ноябре 2001-го взмахнул палочкой в кинотеатрах Гарри Поттер, а предрождественская неделя погрузила зрителей в необыкновенный мир Средиземья... Шир, Гондор, Мордор, хоббиты, эльфы, гномы, колдуны, орки, темный властелин... 
«Властелин колец» встряхнул даже тех, кто никогда не верил в чудеса, для многих стал первым путешествием в мир фэнтези.
Захотелось отвлечься от окружающей меркантильности и погрузиться в мир волшебников. Покорение далеких миров, которым грезила молодежь шестидесятых, их дети и внуки оставили уже своим далеким потомкам. Звездные одиссеи галактических странников сменились мистическими квестами с мечом по заколдованным дремучим лесам, таинственным подземельям и горам. Интеллектуалы неожиданно открывали новый жанр и новых героев. Традиционные антагонисты Ивана-царевича — Змей Горыныч, Баба Яга и Кощей ­Бессмертный — остались в сопливом детстве, зато на авансцену вышли ребята куда более грозные. Одинокому Иванушке с армией орков, гоблинов, драконов и прочей импортной нечисти очевидно не справиться... Совсем другое дело Фродо, Сэм, Гэндальф, Арагорн, Боромир, Леголас, Гимли — Братство кольца. 

В Беларуси интерес к модному жанру разогрела книжная лихорадка. Продвинутая молодежь к концу девяностых сменила дискотеки на ночные книжные ярмарки. Минский динамовский легкоатлетический манеж переживал расцвет. Не в плане наплыва звезд спорта — по выходным его регулярно будоражил поток любителей бульварного и интеллектуального чтива. Те, кто спал ночами, субботним утром заполняли павильон ­ВДНХ на Янки Купалы. Даже во времена ­СССР в основном пустовавшая массивная стекляшка вдруг стала объектом популярной тусовки.

Яркие обложки фэнтези занимали солидный потребительский сегмент. Жанр, в ­СССР практически неизвестный, вдруг нашел массу почитателей. Молодежь, еще заставшая книжный дефицит, наконец могла позволить себе выбирать между Роджером Желязны, Урсулой Ле Гуин, Анджеем Сапковским или Ником Перумовым... За современными динамичными авторами давняя сага Джона Р. Толкиена казалась непосвященным статичной и старомодной. Пока не вышел первый фильм. Популярность резко возросла, отношение поменялось. 
Молодежь по-прия­тельски называла друг друга хоббитами, а девушки не обижались на диковинный комплимент — эльф… 
Визуальное воплощение Средиземья, которого мир ждал почти полвека, мы получили в одно поколение с книгой. 


А Мордор — это направо или налево?

«Я всегда думал в первую очередь о том, что моя работа — делать увлекательное кино. Задача остаться верным Толкиену была на втором месте», — режиссер Питер Джексон был прав в своей идее. Восторженные отзывы зазвучали даже от тех, кому Толкиен был совершенно неинтересен. По-философски растянутое книжное повествование оказалось компактно упаковано в киноформат. Зрителю предложили три часа бодрых приключений: эффектных погонь, драк на фоне изу­мительных ландшафтов под завораживающую музыку. Фильм, который нужно было смотреть именно на широком экране — в кинотеатре.

Сам Толкиен, умерший в 1973 году, скептически относился к голливудской продукции, он даже не был активным сторонником иллюстрации своих книг, представляя их как древнее сказание, а не пестрое коммерческое произведение. Вероятно, писатель в середине ХХ века, наблюдая за потугами в популярном тогда жанре костюмерного исторического кино, с ужасом представлял, как воплотят горячо любимых им хоббитов или глубоко противных троллей современники. Время текло, мир менялся. Космическая техника «Звездных войн» совершенствовалась с каждым новым эпизодом, но лишь после выхода «Властелина колец» многие поняли: визуально показать меряющий парсеки далеких галактик звездный корабль значительно проще, чем правдоподобно изобразить горного тролля. Что говорить о неведомом Голлуме, который стал первым персонажем, полностью созданным с помощью технологии захвата движения. Во времена Толкиена о таком и помечтать не догадались бы!

На рубеже тысячелетий возможности позволяли делать кино на одном компьютере, однако режиссер Питер Джексон весьма органично вписал спецэффекты в атмосферу толкиеновского сказания. Расставил визуальные акценты. 
Волшебство получилось не беззаботное и бесплотное, а строго увязанное с логикой физического мира, где на передний план выступают эмоциональные штрихи. 
Мистические артефакты и невиданные существа завораживающе подействовали на миллионы зрителей. Поэтому очевидно, что, как бы ни критиковали фильм рьяные толкиенисты за трактовку сюжета и упущенные детали, знаменитый эпос все-таки дождался удачного момента для экранизации. Иначе не привлек бы к себе столько внимания и желания прочитать книгу, проникнуться историей Средиземья и философией Толкиена.

И слабейший из смертных может изменить ход будущего

Подобно тому, как в центуриях Нострадамуса спустя века наши современники ищут предсказания настоящего, так и в масштабном «Властелине колец» почитатели находят желанные параллели. Свою историю Толкиен связал в крепкий узел. Волшебное кольцо, которое жаждет заполучить темный властелин и превратить Средиземье в безжизненную пустошь, попало в руки тех, кто может спасти существование мира. Однако, чтобы сделать это, героям необходимо добраться в самое логово зла. Специфика повествования — в подробнейшем описании вымышленного мира. География, обычаи народов, истории государств — все выписано до малейших деталей. В альтернативный мир, придуманный писателем, легко погрузиться и надолго забыть об окружающей действительности. Специалисты сегодня готовы увидеть в нем виртуальную реальность социальных сетей, заворожившую современное общество. Желание уйти от истинного мира в вымышленный. Немудрено, именно творчество Толкиена стояло у истоков нынче повсеместно популярных ролевых игр.


В самом Братстве кольца, объединившем хоббитов, людей, эльфа, гнома и колдуна, можно увидеть посыл к единению рас и народов в борьбе против зла. Для всех в книге дается четкий посыл: из маленьких поступков вершится большое дело. И не зря низкорослые хоббиты, выросшие среди уютных зеленых лужаек, беззаботные и на первый взгляд совершенно беспомощные в жестоком мире, оказываются самыми стойкими против соблазнов кольца всевластия и темных сил. Они словно дети, далекие от греха и поэтому сильные, верящие, что невозможное возможно. 

«Не отмахивайся от бабушкиных сказок, ведь только в них сберегается знание, забытое теми, кто считал себя муд­рым», — писал Джон Рональд Руэл Толкиен. Может быть, описывая свой сказочный мир, он напророчил нам гораздо больше, чем даже самые смелые идеи научной фантастики?

Вооружены и опасны. Для себя

Желание самим попробовать помахать мечом или исполнить трюки не раз играло с актерами злую шутку. Вот и во время съемок «Братства кольца» начинающий тогда карьеру Орландо Блум в одной из сцен сломал себе ребро. Куда эффектнее отличился его коллега Вигго Мортенсен, хватавший производственные травмы даже на пустом месте. В момент, когда на поле битвы раздраженный Арагорн пинает лежащий на земле шлем, Мортенсен изобразил такую боль и отчаяние, что даже придирчивые специалисты готовы были аплодировать его актерскому таланту. Между тем, пнув шлем, актер просто сломал палец на ноге и абсолютно искренне закричал от боли.

Хранители

Вопреки распространенному заблуждению многослойный эпос Джона Р. Толкиена был известен в ­СССР не только в кустарных переводах и самиздате. Первым в 1976 году официально напечатали «Хоббита». В 1982 году в государственном издательстве «Детская литература» 100-тысячным тиражом вышли «Хранители». Под этим названием спряталась первая книга цикла «Властелин колец» — «Братство кольца». Через год случилось ее переиздание, а вот вторая и третья части — «Две твердыни» и «Возвращение короля» — появились лишь в начале 1990-х уже под оригинальным названием.

На начало девяностых приходится и еще один любопытный момент. На Ленинградском телевидении вышел телевизионный спектакль «Хранители» по мотивам первого тома «Властелина колец». Постановку показали лишь раз в 1991 году. Ее, кстати, можно было увидеть на белорусских экранах. С тех пор запись 30 лет пылилась на архивных полках. Удивительно, что она вообще сохранилась! В марте нынешнего года ее выложили на одной из интернет-платформ, чем несказанно порадовали армию русскоязычных толкиенистов. Ведь исторически это первая попытка экранизации легендарного произведения с участием актеров. До этого существовала лишь мультипликационная версия произведения.

Год большого кино

2001-й, первый год нового тысячелетия, порадовал шикарным выбором картин на любой вкус. Причем первая пятерка не ограничилась одиночным успехом, а дала старт нескольким франшизам, которые определили зрительскую популярность на целое десятилетие. На фоне этих мегахитов поблекли даже такие заметные и интересные проекты года, как «Перл-Харбор», «Мумия возвращается», «Парк юрского периода III», «Планета обезьян», «Ганнибал», «Форсаж», «Лара Крофт», «Игры разума» и «Другие»…

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter