Заслуженный артист Беларуси Валерий Шушкевич отметил в январе 75-летие

Очарованный словом

Актер Валерий Шушкевич сочетает в образах интеллект, юмор и хороший вкус

Точное количество ролей, сыгранных заслуженным артистом Беларуси Валерием Шушкевичем, наверное, не назовет и он сам. Их очень много, и его творческая копилка постоянно пополняется. Свое 75-летие (он родился 7 января 1947-го) актер встретил в прекрасной форме, выйдя на сцену театра имени М. Горького в образе старца Зосимы в премьерном спектакле «Братья Карамазовы» Ольги Клебанович и Сергея Ковальчика.

Ученик Редлих

Когда-то Валерий Шушкевич по-настоящему потряс меня в роли Тересия в спектакле Бориса Луценко «Эдип» все в том же театре имени М. Горького. Роль получилась мощной и темпераментной, став настоящим украшением этой древнегреческой трагедии. Кстати, главные исполнители в ней тоже были хороши. Не зря позже в 2011 году постановка получила диплом «За лучший спектакль малых форм» XVI Международного театрального фестиваля «Белая Вежа».

«Наша первая минская театральная студия «Юность» при клубе железнодорожников, откуда вышли я, Николай Кириченко, Владимир Матросов, драматург Елена Попова, композитор Олег Залетнев, Алла Полухина и другие, на всю жизнь подарила мне чувство творческой свободы, — признавался артист. — Наш руководитель был бунтарь, он дал нам мощную закваску. Студия появилась в 1963 году, это был как раз конец «оттепели». Атмосфера была просто чудесная. Руководитель — Владимир Балабохин — учился на режиссуре у Владимира Маланкина, позже уехал в Ленинград, где героически погиб, спасая людей. <…> Ставили Шекспира, Брехта, Маяковского, Сэмюэля Беккета. Больше 25 спектаклей за 50 лет. Одни из первых поставили «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета…»

«Эдип».
Шушкевич — ученик прославленной народной артистки России Веры Редлих, возглавлявшей в 1961—1963 годах Минский русский театр имени М. Горького. В 1970-м окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт. В Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького работает с 1973 года.

Валерий Николаевич зарекомендовал себя как актер предельно искренний, зара­зительный, эмоциональный и органичный. Ему удалось сыграть как в неустаревающей классике, так и в лучших пьесах своего времени. Был и перерыв в актерской карьере Шушкевича на горьковской сцене — с 1998 по 2009 год. Что ж, у любого артиста случаются разные периоды востребованности. Мы дважды встречались с Шушкевичем для подробных бесед — в 2010 и 2016 годах. Позволю себе процитировать отдельные моменты его биографии и оценки событий.

«После института в 1970 году нас всем курсом направили в Бобруйск, — вспоминал актер. — Там я проработал три года. А в 1973-м Борис Луценко, уже возглавивший к тому времени Русский театр, приехал в Бобруйск посмотреть актеров для своей труппы. В итоге пригласил в Русский в том числе и меня. Там я отработал 25 лет. Но потом... Почему актеры уходят из театра? Потому что режиссер тебя не видит, не дает интересных ролей, не замечает. Начинается неудовлетворенность. В какой-то момент мне стало неинтересно просто приходить и получать зарплату».

В итоге Валерий Николаевич ушел из столичного театра и уехал работать в сердце Полесья — город Мозырь, где 10 лет отработал в театре и остался крайне доволен сотрудничеством с главным режиссером Романом Цыркиным. Играл Чехова, Гоголя, Юджина О’Нила. «С приходом Цыркина народ повалил в театр», — говорил Шушкевич. Нет ничего странного, что по результатам присуждения Национальной театральной премии Роман Цыркин стал лучшим режиссером Беларуси за постановку «Люди на болоте».

Возвращение блудного сына

Много лет Шушкевич мотался между двумя городами и в какой-то момент решил вернуться в родные стены. Его сразу ввели в спектакль «Уходил супруг от супруги» по пьесе Семена Злотникова. Потом появились «Мачеха», «Эдип». После ухода из жизни народного артиста СССР Ростислава Янковского вместе с Александром Брухацким исполнял роль в спектакле «Вечность на двоих».

Постепенно актерская копилка пополнилась ролями в спектаклях «Горе от ума» А. Грибоедова, «Волшебные кольца Альманзора» Т. Габбе, «Двенадцатая ночь» У. Шекс­пира, «Леди на день» О. Данилова, «Знойные мамочки» Д. Кристнера, «Дачники» М. Горького, «Трамвай «Желание» Т. Уильямса.

«Знойные мамочки».

«Трамвай «Желание».

Как на ладони

В сотрудничестве с В. Матросовым и Л. Андрейчиковым актер принимал участие как соавтор сценариев и исполнитель главных ролей в спектаклях и композициях по произведения Я. Купалы, В. Хлебникова, А. Пушкина, М. Богдановича, В. Короткевича, С. Беккета, А. Розанова и других авторов. Формально его независимая театральная группа с режиссером Владимиром Матросовым называется «Тэатр на далонi». На Камерной сцене Купаловского театра в 2017 году показывал композицию по произведениям Владимира Короткевича «На Беларусi Бог жыве». Кроме того, сотрудничал с Камерным драматическим театром. 

Вот такой он, неутомимый, интеллектуал и философ, заслуженный артист Беларуси Валерий Шушкевич.

Заболел Достоевским

Большую часть творческой жизни Валерия Николаевича всегда занимали собственные проекты. Многим запомнился спектакль «По поводу мокрого снега», который он поставил по «Запискам из подполья» Ф. Достоевского. Тогда же Шушкевич увлекся религиозными философами Николаем Федоровым и Павлом Флоренским: «На гастролях в Казани в конце 1970-х годов с моим другом Эдуардом Горячим мы попали в прекрасную библиотеку при Казанском университете. Нашли в спецхране издание 1928 года издательства «Харбин» с трудами Федорова. Пересняли тихонько на фотоаппарат, и где-то они у меня до сих пор лежат».

Актер также играл в моноспектаклях «Достоевский вопрос» по главе «Великий инквизитор» из романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» и «Добровестие от Владимира» по Владимиру Короткевичу. «Достоевский вопрос» побывал в Москве, Липецке, Белгороде. Получил восторженные отзывы и несколько наград международных фестивалей.

Достоевский, кстати, интересует Шушкевича всю жизнь: «Он актуален в те периоды истории, когда человечество испытывает неловкость, натыкается на некие моральные и эмоциональные тупики, ищет из них выход. Мы до сих пор не нашли ответа, почему человечество не может жить в мире. Почему до сих пор идут войны? Почему столько зла в человеческой природе? Сам Федор Михайлович до конца своей жизни пребывал в сомнениях. Конечно, для себя он нашел некую точку опоры в своих размышлениях, но сомнения, как у любого думающего человека, у него оставались до последнего. Я познакомился с его творчеством в 1979 году, когда прочел «Записки из подполья».

НЕКОТОРЫЕ ПРИЗЫ И НАГРАДЫ 

♦ Первый приз и звание лауреата на Республи­канском конкурсе теат­ров-студий за исполнение роли Владимира в спектакле «В ожидании Годо» С. Беккета (1989).

♦ Дипломы «За лучший спектакль» и «За лучшую мужскую роль» на XIV Международном фестивале камерных спектаклей по произведениям Ф. Достоевского за моноспектакль «Достоевский вопрос» (г. Старая Русса, Россия, 2010).

♦ Диплом «За лучшую мужскую роль» в моноспектакле «Достоевский вопрос» на Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег» (2010).

♦ Нагрудный знак Министерства культуры «За вклад в развитие культуры Беларуси» (2011).

♦ Гран-при фестиваля «Вроц­лавские встречи театров одного актера» за спектакль «Достоевский вопрос» (2012).

♦ Медаль Франциска Скорины (2014).

♦ Почетная грамота Мини­стерства культуры (2017).

♦ Премия Белорусского союза театральных деятелей «Хрустальная звезда» (2017).

♦ Почетное звание «Заслу­женный артист Республики Беларусь» (2019).

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter