Очарованные Неманом

О литературе начну с иной сферы - кино.
О литературе начну с иной сферы - кино... Помнится, в 80-е годы режиссер-оператор киностудии "Беларусьфильм" Эдуард Садриев с небольшой съемочной группой прошел, проехал, проплыл от истоков Днепра на Смоленщине чуть ли не до впадения его в Черное море. В итоге создал прекрасную документальную киноленту "Река трех республик". Картина не только рассказывала о красоте Днепра, но и повествовала о том, как река объединяет, роднит самых разных людей, живущих на ее берегах.

Знаю, работал в то время в Госкино республики, какую горячую поддержку идея автора фильма вызвала у тогдашнего руководства этого ведомства, отвечающего за белорусский кинематограф: его бывший руководитель Владимир Васильевич Матвеев, вопреки некоторым "мнениям", рекомендовал картину на союзный экран. И не зря: фильм был тепло воспринят зрителем и долгие годы с успехом демонстрировался на экранах городов и весей от Бреста до Курил.

Помню, тогда наши писатели, работающие в кино (были такие и в игровом кино, и в документалистике), завидовали: неплохо бы было и литераторам что-то подобное книгами издавать.

Поменялось время. Не создали. Не издали: не успели до разъединения.

Но вот директор госиздательства "Юнацтва" поэт Алесь Комаровский принес мне большую, в 500 страниц, книгу "Бацька наш Неман". Дескать, одни на словах ратуют за братские связи в литературе, другие - на деле: посмотри.

Посмотрел. Прочитал. В мир этой книги окунулся: удивительный! Стихи, рассказы, очерки, эссе. На белорусском. Десятки авторов: белорусов, русских, поляков, литовцев, украинцев, молдован, грузин, курдов... Литературный парад всех поколений наших творцов - от Янки Лучины до Богдановича, Купала и Танк... Творческую эстафету подхватывают Янка Брыль и Владимир Короткевич, передают ее Ольге Ипатовой, Юрке Голубу, Миколе Малявке... Слышны чистые голоса Генриха Далидовича, Казимира Камейши, Виктора Гордея и совсем уж молодых писателей Виктора Жибуля, Сергея Головко, Андрея Гуцева... Впрочем, наших - и классиков, и просто писателей - "хороших и разных" не перечесть. Из "соседей", также назову далеко не всех, это - Федор Тютчев и Александр Прокофьев, Яков Хелемский и Эдуардас Межелайтис, Юстинас Марцинкявичюс, Петро Горецкий, Аврелиу Берулова, Ганад Чарказян и другие. К сожалению, среди них отсутствуют имена только входящих в литературу писателей - нарушены творческие связи, редко мы ездим друг к другу в гости.

Переводы делали, между прочим, в основном еще в те, доперестроечные, времена Кастусь Цвирка, Владимир Мархель, Микола Арочка, Михась Заремба, Владимир Мазго, другие поэты и прозаики.

Конечно же, больше всего в прекрасно иллюстрированной книге белорусского издательства о Немане говорят белорусские писатели. Ко всему - многие из них родились на его берегах. И первое очарование в жизни - от него, Немана, от земли этой да людей тамошних. Думается, не зря один из авторов издания исследователь Владимир Киселев в своей работе "Якi „н, наш Н„ман?!" замечает, что вообще о реке этой, в том числе и о ее части "у межах Мiнскай вобласцi, можна гаварыць як пра раку - увасабленне л„су беларускага народа, як пра раку - помнiк, раку-сведку". А еще, что "Н„ман справядлiва суадносiцца з усiм нашым нацыянальным, з беларускай Бацька›шчынай".

Да, многие произведения книги - об истории нашего народа, о дружбе и братстве всех людей, живущих по берегам реки от ее истоков в Узденском районе до впадения в Балтийское море. Немало сказано и о красоте Немана просто как реки. Много и о характере белорусов...

Кстати, составитель книги, поэт Евгений Хвалей, приступил к работе над ней прежде всего исходя из этих понятий - "роднасць людзей, братэрства, агульная гiсторыя на працягу стагоддзя›..."

Не могу не сказать, что замысел книги Е.Хвалей вынашивал много лет. И вот три года тому назад решился на такую огромную, по существу, подвижническую работу. А взявшись за дело, не только дни и месяцы проводил в архивах и библиотеках, изучая, отбирая написанное о Немане в разные времена в разных местах, а подобно уже названному Садриеву прошел, проехал, проплыл по реке от ее истоков до того места, где называют ее Нямунас. Говорит, обидно было ему, уроженцу неманского края, не дойти до устья.

Плохо, когда границы возводят политики, не спрашивая на то разрешения ни у рек, ни у людей. Вдвойне, втройне плохо, когда иногда отчуждение исходит от писателей, деятелей иных духовных сфер. Да, существуют границы, разделяющие Днепр, Неман, иные наши общие реки, дарованные нам природой. Но читаешь книгу и понимаешь: что бы ни происходило в истории, какие бы границы на протяжении веков ни возводились между братскими народами, это не мешало людям дружелюбно относиться друг к другу. И всегда впереди были поэты, кому созидательное слово ниспослано свыше.

Вот и сборник "Бацька наш Н„ман" свидетельствует об этом. Воспримем его как хороший знак времени. Огромный, можно сказать, фундаментальный, дорогостоящий труд издательства выпущен в свет. Читаю в выходных данных: "Пры фiнансаваннi з Фонду Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь па падтрымцы культуры i мастацтва". Что же касается кино, с которого я начал, так уверен: как бы ни трудно было сегодня и нашему кинематографу, его деятели, прочитав книгу, почерпнув из нее много для себя, наберутся решимости последовать примеру режиссера-оператора Садриева, писателя Хвалея - пройти берегами Немана, показать на экране не только его красоты, но и рассказать о том, как, чем сегодня там живут люди.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter