Очарование Полесья

В сентябре Национальный парк «Припятский» отметит свое сорокалетие – эти годы не прошли для него бесследно В Национальном парке «Припятский» всегда есть чему подивиться. В этом убедились и журналисты, побывавшие там недавно благодаря пресс-туру, который организовало Управление делами Президента. Кстати, только здесь можно не только покататься на теплоходе по Припяти, но и пожить на нем – есть шесть кают, мини-кухня, обеденный зал, комната отдыха с телевизором, душ, санузел. Кроме того, вдоль живописных берегов туристов катают несколько корабликов поскромнее. На закате рассекают речную гладь цвета белого золота легкие моторки. Даже в самую жаркую погоду ветер приносит свежесть, пропитанную ароматами луговых трав. О таком спокойствии и гармонии с природой, как в этом сердце белорусского Полесья, житель большого города может только мечтать.

В сентябре Национальный парк «Припятский» отметит свое сорокалетие – эти годы не прошли для него бесследно

В Национальном парке «Припятский» всегда есть чему подивиться. В этом убедились и журналисты, побывавшие там недавно благодаря пресс-туру, который организовало Управление делами Президента. Кстати, только здесь можно не только покататься на теплоходе по Припяти, но и пожить на нем – есть шесть кают, мини-кухня, обеденный зал, комната отдыха с телевизором, душ, санузел. Кроме того, вдоль живописных берегов туристов катают несколько корабликов поскромнее. На закате рассекают речную гладь цвета белого золота легкие моторки. Даже в самую жаркую погоду ветер приносит свежесть, пропитанную ароматами луговых трав. О таком спокойствии и гармонии с природой, как в этом сердце белорусского Полесья, житель большого города может только мечтать.

Этот чудесный уголок природы и уголком-то назвать сложно — Национальный парк “Припятский”, расположенный в междуречье Припяти, Ствиги и Уборти, занимает более 82 тысяч гектаров. Однако, несмотря на большую территорию, до недавнего времени здесь могли принять не очень много туристов. — Пока нам даже нет смысла давать широкую рекламу — все имеющиеся места забронированы на два месяца вперед, — рассказывает директор нацпарка Степан Бамбиза. — Коттеджи и базы расположены в пяти местах, и в них может разместиться около 70 человек. Палатки разрешается устанавливать на двух туристских стоянках. Но уже в этом году туркомплекс национального парка увеличится минимум на 60 мест. Поможет решить эту проблему и новая гостиница на 56 мест, открытие которой запланировано на сентябрь и приурочено к празднованию 40-летия Национального парка “Припятский”. Ожидается, что на ней “зажгут” четыре звезды, стало быть, и условия проживания должны им соответствовать. А привлечь больше туристов призваны новые экскурсионные маршруты, рассчитанные в том числе и на детей.

Никакой радиации!

— Долгое время название “Припятский” ассоциировалось у многих исключительно с чернобыльской трагедией, туристы даже приезжали к нам со своим хлебом и салом, — рассказывает Степан Бамбиза. — На самом деле территория нашего национального парка не представляет никакой радиационной опасности. Кстати, мы в числе первых начали развивать агро-экотуризм — отдых в сельской местности. Ежегодно принимаем около 30 тысяч туристов. Старую конюшню переоборудовали под туристический комплекс с 11 номерами, девять из которых относятся к категории “люкс”. Отдых и рыбалка, охота в национальном парке сегодня востребованы на 300 процентов. С середины марта до середины мая следующего года забронированы все места — охотники позаботились об этом заранее. Рентабельность туристической деятельности парка составляет более 20 процентов, сельскохозяйственной — 5—8 процентов. Начинало работать это природоохранное учреждение со штатом из трех работников, а сегодня в него вложено очень много средств, и национальный парк обеспечивает работой более 2 тысяч человек. Это крупнейший работодатель в Петриковском, Житковичском и Лельчицком районах. Структура национального парка предполагает деление на несколько зон: заповедную, рекреационную, хозяйственную. Сельское хозяйство здесь развивается с использованием передовых научных методик, что позволяет достичь очень высоких показателей. При этом все животноводческие комплексы вынесены за пределы водоохранных зон водных объектов, и их вредное воздействие на окружающую среду сведено к минимуму. Да и с браконьерством на Припяти практически покончено — река находится под охраной. В ней обитает около 37 видов рыб: щука, карп, карась, судак, лещ, окунь, стерлядь и другие. Отдельные экземпляры сома достигают пятиметровой длины, а их вес — 300 килограммов!

Охота на зубра

В экспериментальном охотхозяйстве национального парка могут организовать охоту даже на зубра. Здешняя популяция этих могучих животных — вторая по численности в нашей стране, по припятским лесам гуляет около 150 зубров. Если один из них выбраковывается из-за болезни или старости, у охотника, готового заплатить 25 тысяч евро, есть шанс пополнить свою коллекцию уникальным трофеем.
— Зубр — очень мощное и умное животное, — утверждает Степан Бамбиза. — К примеру, было решено отстрелить старого зубра, у которого одна нога почти полностью усохла. Но тот сразу разобрался, в чем дело, и на трех ногах дал такого стрекача, что пришлось за ним десять дней гоняться...
Необычных историй с участием иностранцев, приезжающих в национальный парк, на памяти Степана Бамбизы много. Одного американца очень поразило трепетное отношение белорусов к аистам. Только в Лясковичах — около тридцати аистовых гнезд. В Америке таких птиц нет, поэтому гостю очень захотелось купить и увезти за океан живой символ Беларуси. Однако из этой затеи ничего не вышло. Другой иностранец — француз — был настолько растроган на тетеревиной охоте, что, подстрелив птицу, от избытка чувств бухнулся на колени и стал целовать сопровождающему руки.

Зоопарк на природе

В 1990-е годы численность животных в национальном парке была очень низкой — на уровне 1927 года. Однако после того как порядка тысячи гектаров неудобиц начали засевать кормовыми культурами и расширили зимнюю подкормку, количество животных увеличилось в 2—3 раза.
Самой опасной из всех видов считается охота на кабана, отмечает Степан Бамбиза. Все кабаны из стада следят за ситуацией вокруг. Чуть что подозрительное — подают определенный сигнал: “Ребята, спасайся кто может!”. И стадо моментально убегает. Воочию увидеть несущегося наперерез микроавтобусу кабана со здоровенным лычом, чуть ли не волочащимся по земле, нам довелось позже — в будущем сафари-парке.
Примерно 5 тысяч гектаров огорожены специальным забором, и внутри этого огромного вольера сконцентрированы кабаны, олени, лоси и косули, можно встретить и многих редких птиц.
Для подкормки животных засеяны целые поля, вдоль которых вьется дорога. Планируется, что по ней будут пускать паровозик с открытыми окнами или микроавтобус, который за четыре часа проедет около 40 километров как вдоль полей и водоемов, так и по лесу.
Вдоль маршрута сафари-тура животных будут прикармливать. Лучше всего выезжать на новую тропу для туристов ранним утром или вечером, поскольку днем животные в основном отдыхают. Сопровождать группы будут опытные гиды, которые расскажут немало интересного о повадках диких зверей. Думается, новое предложение на туристическом рынке заинтересует многих.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter