Надо остановить волну сезонных палов

Обжигающее дыхание травы

Для 82-летнего жителя деревни Краснобережская Слобода Жлобинского района погожий апрельский день стал последним. Пенсионер сгорел заживо на своем участке… Перед этим он наводил порядок — сгребал и жег мусор в костре. Недолгой отлучки хватило, чтобы огонь перекинулся на сухую траву. А когда мужчина бросился затаптывать пламя, на нем загорелась одежда. Пытавшаяся спасти его жена сама получила ожоги, но помочь, увы, не смогла.

Каждую весну в экосистемах происходят сотни пожаров, которых можно избежать.

В огне брода нет 

Нелепая смерть престарелого человека — не единственный случай. В середине марта аналогичное ЧП произошло в агрогородке Лиски Речицкого района. Пожилая женщина также сжигала траву. Когда разбушевался пожар, она потеряла сознание и не сумела спастись. Труп матери на выжженном участке обнаружил пришедший навестить ее сын. Через полторы недели в деревне Паршино Горецкого района точно так же погиб пенсионер. Еще несколько человек в других населенных пунктах получили ожоги. А в деревне Понарка Сморгонского района пожар, начавшийся с выжигания травы, уничтожил 6 домов и 11 хозпостроек.

Проблема палов актуальна каждую весну. И этот год не исключение. В первой декаде апреля по количеству возгораний лидировала Минская область. В тройку вошли также Брестская и Могилевская. Напряженная оперативная обстановка складывается и в других регионах. О серьезности темы свидетельствует недавнее совещание с участием заместителя Премьер-министра Владимира Кухарева. Среди прочего местным властям поручено активизировать работу по наведению порядка на земле. От этого во многом зависит, насколько эффективно удастся предотвращать пожары. А главное: у каждого гектара земли должен быть хозяин. Заместитель начальника главного управления землеустройства Гомельского облисполкома Сергей Карпушенко приводит статистику:

— В прошлом году в нашем регионе в хозяйственный оборот вовлечено почти 10 тысяч гектаров неиспользуемых земель. Часть была передана в АПК, часть — лесным хозяйствам. По закону землепользователи отвечают за содержание и эффективное использование своих территорий. Это касается и обеспечения пожарной безопасности. 

Недавно в Лельчицком районе директора одного из хозяйств наказали за непринятие мер по тушению пожара. Притом что в хозяйствах есть техника, сформированы добровольные пожарные дружины. Как минимум было достаточно оперативно сообщить о пожаре в МЧС. Но поскольку этого не произошло, 60 гектаров сельскохозяйственных угодий на время превратились в выжженную землю.

Выжигание травы на участке может привести к трагическим последствиям.

Мала куча, да опасна 

Содержание и благоустройство территорий контролируется также в рамках государственного санитарного надзора. За месяц нарушения выявлены более чем на 3000 объектов. За невыполнение требований по устранению недостатков составлено 72 протокола. 

В зоне повышенного внимания санитарных служб — дачные поселки. Летом возле них как грибы после дождя образуются свалки. То есть потенциальные источники пожара.

— Стоит обратить внимание и на содержание кладбищ, особенно сельских, — говорит заведующий отделением коммунальной гигиены Гомельского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Сергей Кравченко. — В регионе 178 кладбищ, не оборудованных местами для сбора отходов. Рядом с ними появляются свалки, которые также становятся источниками пожарной опасности. Особенно с учетом характера образующихся отходов. Наиболее остро вопрос стоит в Буда-Кошелевском, Ветковском, Гомельском, Жлобинском, Лоевском и Чечерском районах. 

Экологи также указывают на угрозу, которую таят несанкционированные свалки бытовых отходов. 

— Нередко они горят, выделяя токсические вещества, — объясняет заместитель председателя Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Павел Новиков. — С начала года в области проведено около 80 мероприятий по ликвидации таких свалок. 

Защитники окружающей среды призывают через суд взыскивать с нарушителей компенсацию ущерба, причиненного окружающей среде. Законом это предусмотрено, но на практике такие случаи — большая редкость. Уличить поджигателя и доказать его вину довольно тяжело. 

Проблема не решится, пока не изменится сознание граждан.

Готовность № 1

Нередко травяные палы перерастают в лесные и торфяные пожары, тушение которых может длиться не один день. 

— Из-за сухой погоды и сильного ветра первый лесной пожар у нас произошел уже 1 апреля, — рассказывает главный лесничий Гомельского государственного производственного лесохозяйственного объединения Сергей Тарасов. — А за неделю произошло восемь. Самые крупные — в Лоевском, Речицком и Ветковском районах. 

Тем не менее пока вопрос о запрете посещения лесов не стоит. Однако в дальнейшем это не исключено. Наиболее сложный период еще предстоит. Подготовка к нему идет полным ходом. Пропахиваются защитные полосы, готовится пожарная техника и оборудование. 

Не первый год акцент делается на раннее обнаружение возгораний с помощью систем видеонаблюдения. Они установлены на большинстве наблюдательных вышек и мачт. Оснастить их полностью планируется в этом году. Особого внимания заслуживает система, испытанная в Милошевичском лесхозе Лельчицкого района. Уникальная программа самостоятельно обнаруживает и распознает задымление, указывая точное место возникновения очага. 

В лельчицкие леса пожары нередко приходят из Украины. Ведь для огня границ нет. А вот опасения, что такой сценарий повторится в этом году, есть. Недавно на сопредельной территории были замечены очаги возгорания. Ближайший — в нескольких километрах от границы. 

Без паники

Особую опасность представляют пожары в зоне отчуждения, во время которых в воздух поднимаются радиоактивные вещества. Они могут переноситься ветром на большие расстояния. В начале апреля на украинской стороне произошло одно возгорание. Очаг обнаружил экипаж авиации МЧС «Беллесавиа». Информацию передали соседям — пожар быстро ликвидировали. Превышения радиационного фона не произошло. 

— Мы постоянно взаимодействуем с коллегами из приграничных регионов России и Украины, — заверяет первый заместитель начальника Гомельского областного управления МЧС Александр Меркулов. — При обнаружении пожаров информация поступает по нашим каналам связи, сразу же принимаются меры. 

Также в ближайшее время пройдут совместные учения в Полесском радиационно-экологическом заповеднике. К слову, на его территории главная пожарная опасность исходит от контрабандистов и браконьеров, преследующих свои корыстные интересы или стремящихся в зону в поисках приключений. 

Понять и больше не палить 

Примечательно, что в теории проблемы могло бы вовсе не быть. Случаи, когда пожары начинаются, например, от удара молнии в дерево или аномальной жары, редкость. Основная причина — человеческий фактор. 

Каждый год картина повторяется: рейды, беседы, протоколы. Но кардинальной перемены не произойдет, пока не изменится сознание граждан. 

Что заставляет взрослого человека при виде сухой растительности тянуться за спичками? Пироманские склонности? По сути, это равнозначно тому, чтобы вдруг начать бить окна. Просто так. 

Негативную роль играет миф о том, что выжигание старой травы способствует росту молодой. Хотя на самом деле природе наносится серьезный ущерб. Повреждается плодородный слой почвы, уничтожаются растения, насекомые и гнезда птиц, при горении выделяются токсические вещества и углекислый газ. Не говоря уже о трагических ЧП с гибелью людей. Степень этой угрозы должны понять все. 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В результате травяных палов в этом году погибли 5 человек. Зарегистрировано 1379 пожаров травы и кустарников, 56 лесных пожаров и 30 – на торфяниках. Общая площадь возгораний по стране — почти 670 гектаров.

prolesk@sb.by

Фото предоставлены МЧС.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter