Обыск без санкции прокурора. Одновременно с укреплением законности следственной деятельности расширяются полномочия правоохранительных органов.

Вступили в силу изменения и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу усиления борьбы с преступностью. Соответствующий законопроект депутаты одобрили еще в декабре прошлого года, а теперь его подписал глава государства. На что имеют право люди в погонах и в чем они должны себя ограничивать? За комментариями “НГ” обратилась к председателю Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания, председателю Минской областной организации РОО “Белая Русь” Виктору Гуминскому.

Вступили в силу изменения и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу усиления борьбы с преступностью. Соответствующий законопроект депутаты одобрили еще в декабре прошлого года, а теперь его подписал глава государства. На что имеют право люди в погонах и в чем они должны себя ограничивать? За комментариями “НГ” обратилась к председателю Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания, председателю Минской областной организации РОО “Белая Русь” Виктору Гуминскому.

— Виктор Александрович, неужели у нас так плоха криминогенная обстановка, что приходится говорить об усилении борьбы с преступностью и даже вносить изменения в законодательство?
— Я не стал бы драматизировать ситуацию и нагнетать страсти. Наоборот, согласно статистике в последнее время прослеживается положительная динамика в снижении количества совершаемых преступлений. Например, в первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года зарегистрировано на 9,5 процента меньше преступлений, на 8,5 процента сократилось количество особо тяжких, на 12 процентов — тяжких преступлений, на 24 процента — умышленных убийств. Отмечается существенное снижение числа тяжких телесных повреждений, разбоев, грабежей, хулиганств. В то же время серьезную озабоченность вызывает раскрываемость преступлений: почти 42 процента совершенных в первом полугодии 2009 года преступлений остались нераскрытыми. Наблюдается рост хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, случаев взяточничества, служебных подлогов. Не всегда уголовные дела расследуются всесторонне и объективно, встречаются нарушения при проведении оперативных экспериментов, фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности. Поэтому данный закон направлен не только на усиление борьбы с преступностью, но и на уменьшение коррупциогенности правоохранительной деятельности. Особенно это важно в нынешних условиях, когда первостепенное значение приобретают вопросы обеспечения законности в процессе либерализации экономических отношений, приватизации государственной собственности.

— За счет чего предполагается достичь поставленных целей? Какие новшества прописаны в законе?
— Во-первых, ограничивается проведение оперативных экспериментов. Их можно проводить для предупреждения, выявления, пресечения только тяжких и особо тяжких преступлений, а также противо-
правных действий, способных причинить вред национальной безопасности. Это вызвано тем, что проверки МВД и Ген-прокуратуры выявили многочисленные факты нарушения законности при проведении оперативных экспериментов и даже провокации граждан к совершению противоправных действий.
Во-вторых, изменился механизм освобождения от уголовной ответственности по статье 88-1 Уголовного кодекса. Оно допускается в случае добровольного возмещения причиненного ущерба. Но на практике встречаются случаи, когда из-за сжатых процессуальных сроков уголовные дела передаются в суд без предоставления обвиняемым времени и реальной возможности воспользоваться своим законным правом на обращение к главе государства об освобождении от уголовной ответственности.
Теперь, прежде чем передать дело в суд, дознаватель или следователь обязан выяснить, заявил ли обвиняемый такое ходатайство и каковы результаты его рассмотрения.

— Но, с другой стороны, закон предоставляет больше процессуальной самостоятельности правоохранительным органам. Насколько защищены в данном случае права граждан?
— Действительно, руководителям МВД, КГБ, департамента финансовых расследований КГК разрешается производство отдельных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, в том числе заключение под стражу, обыск, прослушивание и запись переговоров, осмотр жилья, без санкции прокурора. Но такие решения будут приниматься только лично руководителями этих ведомств (или лицами, их замещающими) и только в исключительных случаях, прежде всего для предупреждения и пресечения тяжких, особо тяжких и коррупционных преступлений. К таковым относятся, например, теракт, шпионаж, убийство, изнасилование, грабеж, разбой и ряд других преступлений, наказание за которые превышает шесть лет лишения свободы.
Помимо сохраняющегося порядка осуществления прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной и процессуальной деятельности вышеперечисленных ведомств новый закон предписывает руководителям правоохранительных органов соответствующие постановления о проведении мероприятий в течение 24 часов направлять Генеральному прокурору или лицу, исполняющему его обязанности. Генеральный прокурор в случае несогласия с таким решением вправе внести протест об отмене или изменении постановления.
Определен и судебный порядок обжалования задержания, заключения под стражу, применения меры пресечения в виде домашнего ареста.

— А кто должен контролировать самих прокуроров и судей? Можно ли, скажем, привлечь к ответственности лиц, обладающих процессуальным иммунитетом?
— Безусловно, ведь перед законом все равны и поблажки никому не предусмотрены. В целях оперативного реагирования на факты противоправных действий прокуроров руководители МВД, КГБ и ДФР КГК могут разрешать проведение оперативно-розыскных мероприятий и возбуждать уголовные дела в отношении прокуроров и судей. Кроме того, названные субъекты имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия и возбуждать уголовные дела в отношении отдельных категорий лиц (должности которых включены в кадровый реестр главы государства, депутатов всех уровней и членов Совета Республики).

— Насколько актуальным является вопрос о  смягчении наказания за отдельные виды преступлений. Или для обеспечения безопасности общества и государства все-таки важнее и более эффективно ужесточение ответственности?
— Эта проблема требует глубокого изучения, обязательно с учетом общемировых тенденций. Ни одно государство сегодня пока не отказалось и вряд ли откажется от изоляции лиц, которые по характеру совершенных преступлений представляют серьезную опасность для общества и граждан. С другой стороны, в общественном сознании должна укорениться мысль, что наказание должно прежде всего способствовать исправлению лица, совершившего преступление. И лишение свободы далеко не всегда эффективно в этом плане. Дело тут не только в экономии социальных, материальных и других ресурсов. Зачастую экономическое наказание более действенно, чем колония. Поэтому необходимо сделать систему мер уголовной ответственности наиболее оптимальной, чтобы не просто сократить количество наказаний в виде лишения свободы, но и сохранить контроль над преступностью, обеспечив должную безопасность граждан, общества и государства.

Текст закона...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter