Обыкновенный Бумбараш

СПРАВКА * Валерий Сергеевич ЗОЛОТУХИН.
СПРАВКА

* Валерий Сергеевич ЗОЛОТУХИН.

* Родился 21 июня 1941 г.

* С 1964 г. - актер Театра драмы и комедии на Таганке.

* Народный артист РСФСР (1987).

* Снимался в фильмах "Цветы запоздалые", "Бумбараш", "Остров сокровищ", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Солдат Иван Чонкин" и других.

* Трижды женат. Первая жена - Нина Шацкая, актриса. (От этого брака у актера есть сын Денис 1969 г.р., окончил духовную семинарию, у него уже две дочери.) Вторая жена - Тамара Золотухина, переводчик. От второго брака - сын Сергей (1979 г.р.). Нынешняя жена актера - солистка мюзикла "Норд-Ост" Ирина Линдт (28 лет), исполнительница роли Марии Васильевны.

30 лет и два года изо дня в день записывал впечатления о собственной жизни, о близких, об известных актерах и знаменитом Театре на Таганке актер Валерий Золотухин. И вот теперь выпустил два тома откровений под названием "Таганский дневник" в издательстве "Олма-Пресс". В этих мемуарах много интимных подробностей о самом Валерии Сергеевиче, его друге Владимире Высоцком, легендарном руководителе "Таганки" Юрии Любимове и прочих замечательных людях.

Хорошо играет тот, кто хорошо закладывает

"Золотухин, когда берет гармошку, вспоминает свое происхождение и делается полным идиотом", - так охарактеризовал Валерия Сергеевича Владимир Высоцкий. Золотухин с ним полностью согласен.

Потренькать на балалайке да сбацать матерную частушку - для Золотухина любимое занятие. После театра, конечно. Актерские амбиции служат Золотухину вечным двигателем творчества, отмечает корреспондент "Экспресс-газеты". "А свои роли я возьму все равно рано или поздно, а не дадут, так пусть им будет хуже, стоит только их пожалеть за это. С сегодняшнего дня я зазнаюсь, задираю нос, но работаю вдвое больше прежнего". Алкоголь этот двигатель питает: "Полдня затратил на разговоры, я выпил 8 бутылок пива, накурился до одури... Слетел с катушек, даже не понимаю, что случилось. Говорят, смешно лежал, закутавшись в кулису, грустно смотрел на сцену и курил. Напротив сидел пожарник и благоговейно смотрел на меня". Когда пьянство становится затяжным, работать получается хуже: "Целый день до спектакля я пролежал на тахте, постепенно выходя из большого похмелья".

Высоцкий катал Влади

на молоковозе

Знакомству с Высоцким Золотухин посвящает целую главу.

"Удивительный мужик, влюблен в него, как баба. На каждом перекрестке говорю о нем, рассказываю, объясняю некоторым, почему и как они ошибаются в суждениях о нем".

Немало записей и про любовно-творческие перипетии жизни Высоцкого. "Погуляли в тот день, понаделали забот. Весь вечер пошел колбасой. Танька Иваненко сидела в кресле и была похожа на боярыню Морозову. Я старался угодить жене, скорее напиться и смыться. Как-то облегчал мое присутствие в этом гадюшнике Говорухин, который держался уверенно, сильно и с юмором. Володя все время потихоньку подливал себе в сок водки и таким образом надирался. Марина (Влади) тоже была пьяненькая, а Иваненко кричала: "Он будет мой, он завтра же придет ко мне". Марина говорила: "Девочка моя, что с тобой?" Ей не хотелось показывать, что у них с Володей роман. Володя сорвал колье с Марины, и жемчуг рассыпался, и они собирали его. Володя, совсем пьяный, остановил молоковоз и отвез Марину в гостиницу".

Марина Влади у Золотухина чуть ли не фея, все остальные женщины Высоцкого - так себе. В их число попадает и Татьяна Иваненко, актриса Театра на Таганке. "Звонил матери Высоцкого. Она сказала, что "если эта сука И., шантажистка, не прекратит звонить по ночам и вздыхать в трубку, я не посчитаюсь ни с чем, приду в театр и разрисую ей морду, пусть ходит с разорванной физиономией".

Запойные страдания Высоцкого Золотухин принимал близко к сердцу, как свои: "Рига. Вести ужасные. Володя сбежал из больницы, вшивку делать не стал. Шеф (Любимов) намучился с ним в самолете". Или: "Дыховичный страхи рассказывает про Володю. Ударил себя ножом. Кое-как его Иван скрутил, отобрал нож. "Дайте мне умереть!" Потом все время просил выпить... Никто не едет. Врач вшивать отказывается".

Одна жена изменяла, другая напивалась вдрызг

Нину Шацкую, свою первую жену, Золотухин называет Зайка. Кроме вполне обыденных картин семейной жизни - "жена плачет", "теща в магазин - за звонком, я за стол", "Зайчик стелет постель и чешется после ванной. Проклинает мыло" - Золотухин записывает свои переживания и весьма интимного характера. Например, томления ревнивца, когда его жена Нина начинает крутить роман с "удальцом" Леонидом Филатовым: "Мне надоел ваш флирт, будь он в самой расшутливой, безобидной форме. Запретить его я не властен, если хочется - что ж, но не делайте этого на глазах всего театра - мне стыдно, ты меня позоришь, мне говорят люди... Вас видят вместе на улице и мне говорят, мне надоело сохранять интеллигентность... Прошу запомнить: если я вас увижу где-нибудь вместе - на улице или в театре (исключая сцену), пеняйте на себя, я подчеркиваю - на себя, вам не поздоровится обоим, а тебе - в первую очередь: подойду и хрясну по роже при всем честном народе".

История эта заканчивается обычно: "Огромная печать - "разведен с гр. Шацкой". И какой был ветер в глаза, хотелось плакать, и чуть было не оставил паспорт в мусорном баке - ну и оставил бы..."

"Зайчик Шацкая" во втором томе фигурирует уже, как в милицейских протоколах - просто по фамилии: "Шацкая. Отсутствует. Кто-то предполагает - на сохранении, беременна. Это бы какое счастье великое - Нинка в пятьдесят вдруг родила бы, а завидно... и лучше не надо... Но Нинка очередную подтяжку сделала и будто бы все хорошо".

На смену красавице и изменщице Нине приходит королева Тамара. "Шацкая - странно! Я радуюсь, что разошелся с ней. Счастлив ли я с Тамарой? Был, конечно". Тамаре Золотухин придумывает новые ласкательные имена: "Миленький мой! Ты велела не звонить, и я не звоню, не потому, что это дорого, а потому, что боюсь тебя не застать, и когда ты узнаешь, ты очень расстроишься... Родненький! Видишь, как мы слышим друг друга! Ты не выдержала и позвонила. Я никогда никого не любил так, как тебя, моя Тамара, и никогда никого так не ждал, ни по кому не тосковал, как по тебе, моя несчастная жена, а может, счастливая?" Позже будет: "Позвоню Тамаре. Так, теперь надо, чтоб она еще трезвая была. Но я что-то вообще не верю в этот сказочный вариант".

Любимов украл льняную простыню из больницы

Режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов для Золотухина "шеф". "Шеф не спец рассказывать... Шеф заражен показухой еще в утробе матери... Шеф в больнице, ему вырезали грыжу, где он ее нажил?" Шеф беспощаден к актерам: "Демидова легла в больницу. Отек горла, потеря голоса на почве аллергии. Шеф не замедлил выдать: "Спектакли играть - у нее аллергия, а сниматься на холоде - у нее нет аллергии. Репетировать - у нее отек, а мотаться в Вену, в Киев, к Жоржу Сименону - у нее отека нет". Даже Высоцкий жалуется на Любимова: "Я не могу с ним работать. Он предлагает мне помесь Моцарта с Пушкиным. Ну это же не мое". Но, несмотря на такие характеристики, шеф Любимов - это еще и Мастер, правда, много реже. Помимо театра, Мастер неплохо понимает в текстиле: "В институте рефлексотерапии тоже помнят Любимова, главврач говорит, что он льняную простыню унес. Так, может, нечаянно? Нечаянно можно хлопчатобумажную прихватить, а лен... Этот человек разбирается".

Тарковского жена била канделябром

О многих популярных личностях Валерий Золотухин рассказал без лишних подробностей - так, раздал "всем сестрам по серьгам". Пусть, мол, любуются на себя в отражении его дневников.

О Марине Нееловой: "Неелова - мастерица великая. Но меня раздражала манерность, и осадок неприятный, неживой какой-то, правда, что холодно-змеиный".

Об Алле Демидовой: "Демидова, конечно, фрукт. Она кладет партнеров под себя разными методами, демагогией, какой-то актерской болтовней".

Об Олеге Янковском: "Янковский, в бабочке, в дымчатых очках, подпрыгивал и показывал кулак, как это делает Марадона, когда забивает гол. Показывал он знак победы своим, а нам - как бы хрен в нос".

О Леониде Филатове, новом муже Шацкой, с которым жил сын Золотухина Денис: "Много говорили о Дениске, и много плохого. Это печально. Ленька ужасно злой на него".

О тех, про кого говорили другие: "Рассказывал, как и почему Андрей Тарковский ненавидел Кончаловского, как по первому звонку Андрея приезжала Терехова - "она очень хорошая", Рита... она успокаивала его. Как Андрей приехал к нему окровавленный - жена Лариса ударила его канделябром по голове..."

"Дневники" получились очень искренние и порою обидные для некоторых описываемых особ. Так ведь несложно и рассориться с коллегами-актерами. Что же сподвигло артиста на столь отчаянный шаг? Золотухин в начале книги сам это объясняет: "Читатель, я устал от твоих уговоров напечатать что-то из дневников. Ты меня, что называется, достал!" Словом, нате, дорогие почитатели, что просили...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter