Обыкновенный бирофил

Удивительно, на какие сумасшедшие идеи могут подвигнуть человека несколько бутылок хорошего пива! Хмельному напитку посвящают не только анекдоты, но cтихи и даже песни.
Удивительно, на какие сумасшедшие идеи могут подвигнуть человека несколько бутылок хорошего пива! Хмельному напитку посвящают не только анекдоты, но cтихи и даже песни. А некоторые в своей любви пошли еще дальше - стали коллекционерами пивной атрибутики или, как их еще называют, бирофилами.

Кажется, купили вы бутылку "Жигулевского", "Оливарии" или "Гессера" - что здесь можно собирать? А все! В одну коллекцию пойдут этикетки, в другую - пробки. Если пиво в жестяной баночке, то и ее можно поставить на отдельную полку, туда же пойдет и бутылка. Процесс всегда будет вдвойне приятен - ведь для того, чтобы заполучить пробку, бутылку с пивом надо сначала освободить.

Охотник за пробками

Разливать пиво в бутылки начали уже в XVII веке, укупоривали их деревянными затычками, обернутыми в пеньку. Появление металлических крышек дало рождение новому направлению коллекционирования - кэпсофилии (от англ. "cap" - "крышка"). Начало ему положил Уильям Пейтнер, который в 1892 году получил патент на изобретение специальной разовой крышки для укупорки бутылок, названной "корона" благодаря наличию зубчиков по краям. Вначале их количество было непостоянным и варьировалось от 20 до 24. Но со временем ввели единый стандарт - только 21. Крышки изготавливали из металла и красками наносили на них названия сорта и фирмы-изготовителя. Внутрь вкладывали пробковые кружочки. Это стало богатейшим и разнообразнейшим материалом для бирофилов.

Во времена Советского Союза кэпсофилов в Белоруссии можно было пересчитать по пальцам - разнообразием пивные крышки не отличались. Но за последние 15 лет ряды необычных коллекционеров заметно пополнились, благо материала для их собраний с каждым годом становится все больше и больше. Один из белорусских кэпсофилов - Виктор Кормушкин считает себя начинающим коллекционером: за 5 лет он собрал чуть более 500 металлических крышек от пива.

- В раннем детстве мы с приятелями ходили по железнодорожным путям и подбирали все, что выбрасывалось из проходящих загранпоездов, - рассказывает Виктор. - Самой ценной находкой считалась крышечка от заморской кока-колы. И вот спустя много лет мы с друзьями отправились отдыхать на природу. Набрали с собой много пива разных сортов. Пробки было некуда выбрасывать, и я складывал их в карман. Когда приехал домой, высыпал целую пригоршню железных кружочков, рассмотрел их и загорелся идеей их собирать. Поначалу это походило на настоящую паранойю. Идя по улице, смотрел только себе под ноги, каждые пять минут нагибался за очередной находкой. Представляешь, как на меня прохожие смотрели? Дальше - больше. Зимой при свете фонаря пробка сияет, как монета, да что там говорить - для кэпсофила это и есть самая ценная "монета". Проходя мимо мусорок, я ловил себя на том, что все чаще и чаще в них заглядываю. Между прочим, в таких местах находились весьма любопытные экземпляры. А однажды, заметив под остановившимся троллейбусом интересную пробку, я буквально нырнул выходящим из него людям под ноги... Вот тогда на меня действительно как на сумасшедшего смотрели. Теперь найти новые экземпляры в Беларуси становится все сложнее. Основными моими поставщиками стали знакомые, выезжающие за границу. Простой обыватель, увидев часть моей коллекции, не всегда с первого взгляда определит различие между той или иной крышкой. Допустим, на пробке напечатана с боку маленькая цифра - это уже пополнение коллекции. Ценные экземпляры - пробки, которые уже не выпускаются. Но дороже всего сердцу кэпсофила бракованные пробки, реже всего попадаются пробки, у которых не 21 зубчик, а больше или меньше.

Историю страны можно изучать по пивным этикеткам

Всего в мире, по официальным данным, около 100 тысяч собирателей пивных этикеток, или, по-научному, кервалабелофилистов. Самый известный из них на постсоветском пространстве - знаменитый Довгань, в его коллекции 70 тысяч этикеток. Вот в такую компанию попал преподаватель кафедры археологии и специальных исторических дисциплин истфака БГУ Александр Плавинский.

- Двадцать лет назад, читая книгу, я использовал в качестве закладки отставшую от бутылки пивную этикетку. Случайно взглянул на другую бутылку и заметил в надписях на, казалось бы, одинаковых этикетках небольшое различие - цены были разные. После появилась третья этикетка, вот и родилась коллекция!

Александр Николаевич в шутку говорит, что по пивным этикеткам можно даже проследить историю и географию Советского Союза

: - Вот посмотри, меняется название завода, цена на пиво, а это - период "сухого закона", вот это - хрущевская "оттепель"...

Иногда в коллекцию попадают забавные экземпляры с опечатками и надпечатками - это совсем интересно. Особенно много таких этикеток было в период "великой инфляции". Производители не успевали новые бумажки изготавливать и просто набивали новую цену поверх старой.

Из современных производителей пива Александру Николаевичу очень нравятся этикетки Бобруйского пивзавода: "Они все очень необычные, порой курьезные - одна этикетка "содрана" с чешской один к одному, только надписи заменены, на второй - репродукция картины голландского живописца, есть еще пиво "Маршальское" с изображением Жукова на коне, интересная серия этикеток к пиву "Дедново".

Но больше всего в коллекции Александра Плавинского этикеток от "Жигулевского" пива, бывшего во времена Союза поистине всенародным. Среди трех сотен наклеек - "Жигулевское", произведенное на всех белорусских пивоваренных заводах в разное время, "Жигулевское", выпущенное практически всеми республиками бывшего СССР. А еще среди ценных экземпляров есть этикетки пива, которое даже не вышло в свет: полиграфию для нового сорта напечатали, а тут грянул "сухой закон".

Коллекцией Александра Плавинского заинтересовались в Национальном музее истории и культуры. Самое удивительное, что больше всего музейщикам приглянулись этикетки, выпущенные сравнительно недавно - 15 - 20 лет назад. Тогда, казалось, их и собирать не было смысла - в любом магазине нужные бутылки продавались. А после уже поздно стало: классическое "Жигулевское" из магазинов исчезло, уступив место "Графу Чапскому" и "Льву".

- Но пока интересно собирать, я свою коллекцию придержу, буду дополнять по возможности, - говорит Александр Николаевич. - А после, конечно, их музею отдам, не жалко.

Если думаете, что интересы бирофилов ограничиваются только пробками, этикетками, бутылками и баночками, - глубоко ошибаетесь. Помимо этого, любители пивной атрибутики собирают кружки, значки, открывалки, подставки под бокалы, рекламные буклеты и многие другие аксессуары, связанные с народным напитком. Поэтому, взявшись в следующий раз за бутылочку любимого сорта пива, не спешите ее выбрасывать, задумайтесь, может быть, пора стать коллекционером? И помните - в этом стремлении вы никогда не будете одиноки.

Есть две основные причины, по которым мужчина проводит вечера в пивбаре

: 1) у него нет жены,

2) у него есть жена.

(Народная мудрость.)

Самые большие коллекции

Джон Ф.Аренс из Маунт-Лореля, Нью-Джерси, собрал 15.000 различных банок.

Коллекция из 2.502 закрытых бутылок и банок из 103 стран была продана во время благотворительного аукциона 23 марта 1990 г. за 25.000 долларов клубом "Downer ACT" в Австралии.

348.000 различных этикеток было собрано Яном Солбергом из Осло, Норвегия.

Самая большая в мире коллекция подставок под пивные кружки принадлежит жителю Вены Лео Писакеру, в его коллекции 140 тысяч подставок из 155 стран мира. Надо отметить, что Лео пиво не пьет и не любит.

В коллекции Дэвида Маунда из Упхема (Гэмпшир, Великобритания) более 30 тысяч миниатюрных бутылок.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter