История фотографии артиста Олега Винярского

Обыкновенное чудо

Как и большинство детей, пребывая в нежном возрасте, был и я уверен, что артисты живут в радио. Рассказывают сказки, поют песни, сообщают о предстоящей погоде, читают стихи и даже танцуют. Хотелось разобрать радиоприемник, открутить шурупы на задней стенке и посмотреть на маленьких артистов. Понимал, что большие тети и дяди в радио не поместятся. Это сладкая иллюзия, естественно, с возрастом исчезла.


А что осталось? Какая‑то детская радость и восторг узнавания голосов. Радио работает, и я слушаю книги: Гоголя, Гашека, Мележа, Короткевича… Смеюсь, задерживаю дыхание, трепещу, сопереживая героям великих сочинений. А читает эту классику, доносит ее до многочисленных слушателей мой давний знакомый, друг Олег Винярский. Он так произносит слова, находит такие интонации, что возникает картинка. Происходит чудо, и слушатели видят господина Чичикова, собирающегося нанести визиты сильным мира сего. Он моется, обливается одеколоном, пыхтит, вздыхает, любуется собой, надувает щеки, примеряет одежду… Даже слышно, как мягко шевелятся и шелестят мысли бессмертного проходимца, задумавшего грандиозную аферу. И даже бричка его тарахтит по мостовой, подъезжая к дому губернатора. 

Понимаю, что только с помощью таланта можно научиться оживлять слова, делать героев книг видимыми, понятными нам, близкими и почти родными. В одном абзаце ты любишь Швейка и сострадаешь ему, а в следующем уже до слез смеешься над ним. А Винярский продолжает тянуть нить повествования, то ускоряя действие, то заставляя замереть, чтобы слушатель смог получше разглядеть и понять героя. 

Давным‑давно, в конце 1980‑х, мой приятель‑режиссер пригласил Олега Винярского почитать в телестудии стихи. Олег пришел — молодой, скромный, в руке листки. Ему прикрепили к лацкану пиджака микрофон, включили камеры… Это было удивительно: молодой человек читал стихи, написанные белорусским поэтом в сталинских лагерях, в снегах, холоде и голоде. 

На следующий день после выхода передачи в эфир позвонил автор стихов — поэт Алесь Звонак и попросил меня обнять и поцеловать Олега.

На радио Олег Винярский оказался вынужденно: не было в конце 1980‑х мест в труппах столичных театров, и ему пришлось устроиться диктором. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. 

За годы работы на радио им прочитано огромное количество прозы, поэзии и драматургии. Его голосом записано несколько десятков аудиокниг.

Сейчас Олег Винярский читает (не в записи) «Мертвые души» Николая Гоголя, и слушатели по всей Беларуси ждут каждую встречу с ним.

Этот снимок сделан Евгением Коктышем за несколько минут до того, как артист откроет книгу, и в очередной раз произойдет чудо. 

Такое же волшебство происходило, когда артист Винярский рассказывал о приключениях бравого солдата Швейка и живописал голосом невероятные перипетии жизни призванного в армию хитрого простака.

ladzimir@tut.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter