Обыкновенное чудо

Через 7 лет после пересадки почки Людмила Кудряшова родила дочь
Через 7 лет после пересадки почки Людмила Кудряшова родила дочь

Крошечной Настеньке всего 12 дней от роду. Но она в Беларуси — героиня дня, месяца, года. Десять лет назад жизнь ее мамы, минчанки Людмилы Кудряшовой, повисла на волоске. Три года на гемодиализе, затем пересадка почки... Однако свою судьбу Людмила переписала заново — и родила дочку, как всегда мечтала. Теперь Настенька «крестница» 3–й минской клинической больницы и целого коллектива врачей — трансплантологов, акушеров–гинекологов, анестезиологов, педиатров. Но пока еще об этом не догадывается и так же, как миллионы младенцев, сладко посапывает на руках своей очень счастливой и очень–очень мужественной мамы.

Строго говоря, в Беларуси это уже второй такой прецедент. Первый был четверть века назад. Тогда помогла счастливая случайность, ведь в поле зрения врачей будущая мама попала уже практически на сносях. Людмила Кудряшова — другое дело. На смелый шаг ее благословил хирург, делавший когда–то «операцию последней надежды», руководитель Республиканского центра нефрологии и почечно–заместительной терапии Олег Калачик, сказав: «Это вполне возможно». Но потом, куда бы ни обращалась Людмила, везде слышала: «Да вы с ума сошли! С вашим–то диагнозом!» Первым врачом, в глазах которого она не увидела панического страха, оказался доцент кафедры акушерства и гинекологии БелМАПО Александр Барсуков. «В такой ситуации проще всего сказать «нет». А я считаю, что только сложные пациенты повышают квалификацию врача, потому что они заставляют думать и искать, — признается Александр Николаевич. — Мы очень тщательно подошли к этому решению, взвесили все «за» и «против». Трансплантологи подарили ей новую жизнь, теперь она хочет жить полноценно, состояться как мама, и надо уважать ее желание». Хотя даже некоторые московские медицинские светила уверены, что беременность в этом случае противопоказана, мировая практика доказывает обратное. Скажем, в США за последние 25 лет решили стать мамами после трансплантации почки около 2,5 тысячи женщин. Но там и самих пересадок сделано тысячи! Белорусская статистика куда скромнее, поэтому опыта до последнего времени не было. Сегодня врачи считают: еще и звезды сошлись. Ведь Людмила Кудряшова уложилась в «идеальные сроки» — рожала через семь лет после операции (раньше, чем через 2 года, нельзя, после семи лет — велик риск отторжения трансплантата). Пациенткой оказалась на редкость сознательной: врачей слушалась беспрекословно. Почти все 9 месяцев — анализы, исследования, постоянный контроль. Четырежды — госпитализация (недаром «крестными мамами» Настеньки можно назвать заведующих сразу трех отделений — Ирину Ковган, Наталью Саватееву и Ирину Бондаренко). И каждые 2 недели — новая схема приема лекарств, которые Людмила при ее диагнозе должна пить постоянно. Но все прошло как по маслу. Кстати, при родах присутствовали двое очень важных для Людмилы людей — Олег Калачик и Владислав Римашевский, тот самый анестезиолог, который давал ей наркоз семь лет тому назад. А так кесарево как кесарево. 35 минут — и на свет появилась прелестная малышка весом 2.890 граммов.

«Чудо мое!» — нежно поправляет дочке чепчик Людмила за 2 часа до выписки. С позиции же акушеров–гинекологов 3–й больницы это чудо обыкновенное. Здесь что ни день, то тяжелый случай, непростая пациентка, ситуация, из которой надо искать единственно правильный выход. «Не скрою, консилиум предлагал женщине прервать беременность, но она сама сознательно пошла на риск. Поэтому наша задача была помочь ей дойти до счастливого финала, — уверена заместитель главного врача по родовспоможению Наталья Одинцова. — Думаю, медицина должна быть не безжалостной, а прежде всего благожелательной, понимающей. Есть врач, есть болезнь и есть пациент. На чью сторону — врача или болезни — он встанет, там и будет победа».

По мнению профессора кафедры акушерства и гинекологии БелМАПО Ольги Пересады, которая вместе с Александром Барсуковым делала Людмиле кесарево, есть в этой истории еще один незримый участник и, наверное, ее главный герой. Донор, о котором, в великому сожалению, мы ничего не знаем: 7 лет назад он трагически погиб. Но через несколько часов его почки спасли двоих — Людмилу и ее «сводного брата», второго больного, дожидавшегося своей очереди на пересадку. А теперь жизнь донора продолжилась в третий раз — в Настеньке...

Досье «СБ»

С начала года в Беларуси выполнено уже 28 операций по пересадке почки, тогда как в 2005 году — всего 8. Первая трансплантация была выполнена у нас в 1973 году. По статистике, спустя 10 лет после операции «трупная» почка «живет» у 55 процентов пациентов. Донор, по большому счету, спасает даже не две, а четыре жизни: два человека получают почки, еще двое приходят вместо них на диализ.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter