Первый в Беларуси семейный инклюзивный театр "i" представит мюзикл "Флейта-чарадзейка" с участием детей с аутизмом

Обыкновенное чудо

Детские мюзиклы — не просто для детей, а с участием маленьких актеров — вещь популярная, как мы помним еще из опыта советского кино. «Приключения Петрова и Васечкина», скажем, пересматривает уже не одно поколение. Театру в этом плане куда сложнее: если фильм можно зафиксировать на пленке и сохранить для истории, то спектакль с детским участием остается уделом школьных утренников. Переломить тенденцию решил семейный инклюзив–театр «i» (СИТi–театр), который сегодня представит в Белгосфилармонии детский мюзикл «Флейта–чарадзейка». Ценность постановки еще и в том, что театр «i» выводит на сцену обычных ребят вместе с имеющими диагноз аутизм — но, наблюдая за ходом сюжета, вы не сумеете отличить, кто из юных актеров относится к детям с особенностями.


Идея семейного театра появилась 2 года назад, рассказала директор Международной благотворительной общественной организации «Дети. Аутизм. Родители» Татьяна Яковлева:

— Аутисты такие же творческие, как и их сверстники, у них те же потребности, что у других детей: они хотят быть настоящими звездами, артистами, выходить на сцену. Именно занятия искусством дают терапевтический эффект. В нашем театре создаются условия, в которых будет одинаково удобно каждому, и уникальная для Беларуси команда сопровождения, в которую входят сертифицированные специалисты поведенческого анализа.

Именно в этом заключается одна из главных задач проекта — распространить идею общества равных возможностей, подтверждает продюсер Леонид Динерштейн, вместе с которым мы наблюдаем за репетицией:

— Театр «i» родился на базе творческой студии артистки балета и режиссера Ирины Пушкаревой, куда могут прийти и обычные дети, и дети с аутизмом: именно там созрела идея постановки мюзикла. Дальше мы привлекли профессиональную команду, в частности, я пригласил режиссера Игоря Сидорчика, поскольку это единственный человек, который сегодня знает, что такое семейный театр.

Режиссер, судя по всему, никакой разницы между своими подопечными не делает — если надо, то и покрикивает, а когда доволен, по–кошачьи улыбается в седые усы. Ребятня на сцене радостно выплясывает, поет и скачет козликами, а в перерывах хулиганит. Так и задумано, никаких скидок, и только на поклон малыши, которым поставлен диагноз аутизм, выйдут на сцену со своими наставниками–тьюторами. Вся огромная работа психологов и педагогов ведется за сценой.


Музыку и либретто «Флейты–чарадзейкi» сочинила молодой композитор Мария Деменкова, в настоящее время — студентка Белорусской государственной академии музыки. Тексты песен и версию на «мове» — известный поэт и автор–исполнитель Ольга Залесская. К разработке костюмов приложил руку модельер Янж Недвецкий, чьи вещи носят Леди Гага, Патрисия Каас, Джонни Депп и Мирей Матье. Словом, команда единомышленников подобралась любопытная. Разумеется, коммерческой выгоды от проекта никакой. Откликнулись все, кого организаторы решили привлечь к постановке, с благодарностью говорит Леонид Динерштейн:

— Серьезно помог Белгосцирк и звукорежиссер Эдуард Иванов, который в короткий срок и очень профессионально сделал для нас фонограмму. Сценографию и декорации взял на себя Вениамин Маршак, я считаю, просто гениально сработал, и в такие короткие сроки — на премьере сами увидите. Руководство Белгосфилармонии также очень лояльно и с большим пониманием отнеслось к проекту. Включились все, к кому бы я ни обращался!

Самая большая проблема театра «i» на сегодняшний день — отсутствие собственной репетиционной базы, поделилась своими заботами художественный руководитель Ирина Пушкарева:

— Мы очень благодарны Белорусской государственной академии музыки, там прониклись идеей и предоставили помещение для репетиций. «Флейта–чарадзейка» — только начало, мы в этом спектакле покажем, что театр можем делать. Конечно, хотим, чтобы как можно больше детей пришло к нам, и для этого необходима база — хорошее помещение. Надеюсь, что найдутся организации, которые смогут нам помочь в решении этой проблемы.

Возможно, небольшой, но стремительно разрастающийся проект энтузиастов послужит не только социализации особенных детей (а в реальной жизни аутисты зачастую оказываются куда более адаптированы, чем мы с вами), но и в конечном итоге появлению новых звезд на творческом небосклоне. Между прочим, среди знаменитостей немало людей с расстройствами аутистического спектра: режиссеры Вуди Аллен и Стивен Спилберг, музыканты Боб Дилан и Кортни Лав, актриса Дэрил Ханна... Вопрос не в диагнозе, вопрос в отношении к нему. И в понимании: на самом деле все дороги открыты. А пока работа театра «i» спланирована на год вперед: во–первых, продолжается прием ребят в студию Ирины Пушкаревой. Если начинали проект с 6 детьми, то в процессе многие родители аутистов рискнули, решились выйти из тени, привести в театр своих малышей. В мюзикле «Флейта–чарадзейка» задействовано 36 человек, всего занимается около 100, и уже пишется новая пьеса. В перспективе задуманы гастроли по регионам, поездки на фестивали. А на сцене и правда не различишь, какой перед тобой ребенок — все талантливы.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 104 (24986). Пятница, 3 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter