«Обязательно вернуться к тем, кто тебя ждет»

КАЖДЫЙ раз, когда встречаю первого заместителя начальника учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь» генерал-майора Ивана ГОРДЕЙЧИКА, испытываю чувство гордости за то, что именно таким, как он, людям доверено готовить будущих офицеров, передавать им, защитникам Родины, свой богатый жизненный и военный опыт.

Что за пулю и сегодня хранит в своем архиве генерал-майор Иван Гордейчик

КАЖДЫЙ раз, когда встречаю первого заместителя начальника учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь» генерал-майора Ивана ГОРДЕЙЧИКА, испытываю чувство гордости за то, что именно таким, как он, людям доверено готовить будущих офицеров, передавать им, защитникам Родины, свой богатый жизненный и военный опыт.

НЕПРОСТАЯ выпала военная судьба генералу. Родился Иван Аркадьевич в деревне Весея Слуцкого района. Старшие сестра Раиса и брат Николай и по сей день живут там. Родители будущего военачальника трудились в колхозе. Когда подрос, помогал им и Иван. Деревенская жизнь приучила его к трудолюбию, упорству, дала физическую закалку и выносливость, которые очень пригодились на крутых и извилистых армейских дорогах.

Окончив среднюю школу, Иван поступил в Гродненский техникум физической культуры. Правда, получить диплом не удалось — призвали в армию. Служил связистом в Группе советских войск в Германии. Командиры, видя добросовестное отношение парня к службе, его незаурядные физические данные, посоветовали попробовать поступить в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Что он и сделал, почти отслужив срочную, несмотря на конкурс, который был выше, чем в ведущих московских вузах того времени.

Его учеба — это занятия, наряды и караулы, марш-броски, парашютные прыжки, зачеты и экзамены. Но для бывшего солдата они не были обременительны. Курсант Гордейчик уже строил житейские планы. К тому времени Иван успел обзавестись семьей. Женился на однокласснице, которая тогда училась в Гомельском государственном университете на математическом факультете. Забегая вперед, скажу, что та первая любовь, которая зажглась еще в школьные годы, затем стала негасимой свечой в семейной жизни, согревала каждого в дни разлуки, томительного ожидания, счастливые моменты встречи.

Перед самым выпуском из училища, когда сыну Сергею исполнился год, Гордейчик написал рапорт с просьбой направить его для прохождения дальнейшей службы в Демократическую Республику Афганистан. Его ротный, небезызвестный Александр Лебедь, ставший потом видным российским военачальником и политическим деятелем, предложил без пяти минут офицеру сначала подрастить сына. К слову, Александр Иванович не подписал тогда ни одного аналогичного рапорта курсантам, имевшим детей. Капитан Лебедь знал: в Афганистане — настоящая война. Брать, как он любил говорить, грех на душу и оставлять маленьких детей сиротами ротный не хотел.

После выпуска Ивана Гордейчика направили в седьмую гвардейскую воздушно-десантную дивизию в Литву. За шесть лет он прошел путь от командира разведвзвода до заместителя командира парашютно-десантного батальона. Воинское звание «капитан» получил досрочно.

Его взвод был признан лучшим в дивизии, а в 1985 году подчиненная старшему лейтенанту Гордейчику отдельная разведывательная рота дивизии стала лучшей в воздушно-десантных войсках. Командир роты в мирное время был награжден медалью «За боевые заслуги».

ВЕСНОЙ 1987-го капитан Гордейчик прибыл в 345-й гвардейский отдельный парашютно-десантный полк, который располагался на афганской земле в Баграме. Полком командовал Герой Советского Союза полковник Александр Востротин, мужественный, смелый и решительный офицер. Иван стал командовать у него первым батальоном.

Сослуживцы до сих пор с теплотой вспоминают о своем «бате», для которого каждая людская потеря становилась личной трагедией. Подчиненные верили командиру, как самому себе, зная: если рядом комбат, значит, боевая задача будет выполнена малой кровью.

Однажды десантники батальона уже почти окружили горный кишлак, где находились душманы. Роте капитана Вячеслава Голубятникова оставалось пройти всего несколько сотен метров, чтобы закрыть кольцо с правого фланга. Но когда колонна втянулась в каньон, внезапно появился противник там, где не должен был быть. Позже выяснилось, что банда после боя с другой бандой и натолкнулась на бойцов Голубятникова. Стрельба разбудила находившихся в кишлаке. Душманы открыли плотный пулеметный огонь по прижавшимся к земле советским солдатам. Рота старшего лейтенанта оказалась зажатой в горном мешке. У Гордейчика молниеносно созрело рискованное решение запросить огонь артиллерии по противнику. Конечно, он не исключал, что малейшая ошибка артиллеристов может закончиться смертельным ударом по своим. Но иного выхода, чтобы сохранить жизнь подчиненным, у комбата не было. И он рискнул, передал точные координаты о нахождении душманов артиллеристам...

Когда наступил рассвет, батальон ликвидировал уцелевших после артогня душманов. Правда, и у Гордейчика несколько солдат были ранены. Но не было ни одного погибшего.

— Его отличало умение оперативно принимать правильные решения в тяжелейших боевых ситуациях, готовность без боязни брать ответственность на себя, — вспоминает совместную службу в ограниченном контингенте в ДРА бывший заместитель командира артиллерийского дивизионного полка по политической части полковник запаса Владимир Джгаркава. — Он понимал солдат и те понимали его. Знали: командир никогда не покинет их на поле боя, не струсит. Наверное, поэтому, когда полк внезапно получал боевую задачу, то выполнять ее всегда поручали батальону Гордейчика.

Так, недалеко от города Хост 1-й батальон удачно провел ряд операций и нанес значительные потери душманам. Но главарь банды вновь попытался взять контроль над территорией. Сколотил боевую группу, накапливал оружие, чтобы ударить по десантникам. Необходимо было упредить разъяренного «духа» и его подельников.  Скрытно бойцы Гордейчика почти вплотную приблизились к базе боевиков в горах. Бой был внезапным и коротким. Но в самый его разгар комбат почувствовал сильную боль в правом боку и на несколько минут потерял сознание. Бойцы перевязали рану, и он, придя в себя, продолжил командовать до тех пор, пока не смолкли выстрелы.

Раненого офицера «вертушкой» доставили в военный госпиталь в Гардез. В полку думали, что батальон надолго останется без комбата. Но уже через три недели после операции Иван вернулся в часть, пообещав сохранить до конца жизни выпущенную в него «духом» и извлеченную хирургом из тела пулю.

Потом было еще одно ранение, во время разблокирования дороги под тем же Хостом. Осколок от разорвавшегося неподалеку снаряда, который едва не убил комбата, он тоже хранит до сих пор...

ОРДЕН Боевого Красного Знамени и два ордена Красной Звезды украшают широкую грудь отважного офицера. За два года Иван Гордейчик участвовал в 123 боевых операциях, два раза был ранен. Попадал в такие ситуации, когда казалось шансов спастись и выйти живыми уже не оставалось.

— В подобные моменты, — говорит Иван Аркадьевич, — человек сжимается, как пружина. Перед глазами проходит вся жизнь, вспоминаются самые близкие люди — родители, жена, дети. Если бы не думал о них, наверное, не хотелось бы так сильно жить. А если еще знаешь, что тебя где-то ждут, за тебя переживают, тем более надо было действовать так, чтобы вернуться...

На снимках: гвардии капитан Иван ГОРДЕЙЧИК во время службы в Афганистане; Заместитель начальника Военной академии Республики Беларусь генерал-майор Иван ГОРДЕЙЧИК.

Фото из личного архива

 Ивана ГОРДЕЙЧИКА

Леонид ПРИЩЕПА, полковник запаса

ОТ «БН»

Завтра Ивану Аркадьевичу Гордейчику исполняется 55 лет. Поздравляем боевого генерала — гордость слуцкой земли!

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter