Обязательно ли принимать обязательство? Антикоррупционное

«Прошу редакцию газеты «Рэспублiка» дать пояснения о применении нового Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Интересует список лиц (должностей), для которых принятие обязательства по соблюдению ограничений, установленных статьей 17, является обязательным»

Из обращения начальника конструкторского отдела ОСПК «Центр-82» научно-производственного республиканского унитарного предприятия «НПО «Центр» Юрия ГОРБАЧЕВА:

«Прошу редакцию газеты «Рэспублiка» с помощью компетентных специалистов дать пояснения о применении нового Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Меня интересует список лиц (должностей), для которых принятие обязательства по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 данного закона, является обязательным. 

На мой взгляд,  это обязательство по сути и форме является кодексом чести государственного служащего, так как коррупционные правонарушения и ответственность за них предусмотрены в Уголовном кодексе. Обязательство распространяется на государственных должностных и приравненных к ним лиц. Государственное должностное лицо подпадает под действие Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению материального и социального обеспечения  служащих государственного аппарата и приравненных к ним лиц», что категорическим образом отличает  его от руководителя структурного подразделения государственного предприятия. Для государственных служащих установлены особая система оплаты труда и особая система ежегодных отпусков. Оплата труда (денежное содержание) государственных служащих включает не только должностной оклад, но и различного рода надбавки, в том числе за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, за выслугу лет и др. 

Обязанности работника (в том числе руководителя структурных подразделений) государственного предприятия – субъекта хозяйствования не предполагают принятия решений вне сферы деятельности своего структурного подразделения, исключают выдачу разрешительных или запретительных виз другим предприятиям или организациям, распределение квот, выбор поставщиков и исполнителей для выполнения государственных программ и т. п. Оплата труда работника предприятия производится из средств последнего, которые зависят от финансово-экономических показателей предприятия. Таким образом, работник предприятия, как мне представляется, не может быть субъектом, создающим условия для коррупции. 

Считаю возложенную на меня обязанность по принятию письменного обязательства по соблюдению ограничений не соответствующей сути  Закона «О борьбе с коррупцией», так как по занимаемой должности и выполняемой работе не могу являться субъектом, создающим условия для коррупции. Ограничения в части работ по совместительству, договорам нарушают права, предоставленные Трудовым кодексом, так как система оплаты, отпусков и пенсий существенно отличается от условий материального и социального обеспечения, предоставляемых государственным служащим. Так же отличны форма заключенного контракта и должностная инструкция. Хотел бы, чтобы газета с помощью компетентных специалистов ответила на интересующий, уверен, не только меня вопрос: подписание такого обязательства является обязательным?» 

Комментарий начальника отдела Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Сергея АЗЕМШИ: 

— Статья 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон) определяет, что государственными должностными лицами являются в том числе и государственные служащие, имеющие статус должностного лица, и должностные лица государственных организаций. Из содержания статьи 4 Уголовного  кодекса Республики Беларусь следует, что должностными лицами, наряду с другими, являются лица, выполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные обязанности. Это в том числе лица, осуществляющие руководство деятельностью организации и ее структурных подразделений, расстановку и подбор кадров, организацию труда работников, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий, управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, организацию учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей и др. 

Согласно статье 16 Закона государственное должностное лицо и лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона. Неподписание данного обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица либо освобождение такого лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Трудовой договор с работником, отказавшимся подписать письменное обязательство, может быть прекращен, например, на основании пункта 5 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь. 

Из требований данных норм законодательных актов следует, что должностные лица государственных организаций, включая руководителей всех структурных подразделений этих организаций, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики).  Должностные лица, отказавшиеся подписать соответствующее обязательство, могут быть освобождены от занимаемых должностей. 

Поскольку научно-производственное республиканское унитарное предприятие «НПО «Центр» является государственной организацией, на должностных лиц этой организации в полной мере распространяются требования статей 16 и 17 Закона. 

После вступления 29 января 2007 года в силу Закона истребование у должностных лиц НПРУП «НПО «Центр» письменного обязательства по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона, является правомерным. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter