Обязательно и добровольно

Как нет в мире двух одинаковых дорог, так и нет государств с тождественными системами власти. Местное управление и самоуправление в каждой стране развивается по-своему. Однако исторические переплетения, взаимопроникновение культур, сотрудничество сближают народы, определяя общий курс движения. В мире сложились две основные модели самоуправления.

Англосаксонская
Она распространена в основном в Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и других странах, судьбы которых долгое время были связаны с “британской короной”. Отличительная черта этой модели — высокая автономия местной власти. Выборные органы в пределах закона решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства. Госрегулирование может осуществляться в косвенной форме, например за счет принятия модельных законов, которые органы местного самоуправления могут вводить у себя с изменениями. Государство “влияет на территории” через предоставление дотаций.
В основном автономия низовой власти достигается за счет налогов. В Канаде и США доходы от собственных источников (налоги на недвижимость, плата за предоставление услуг и др.) в муниципальных бюджетах в среднем составляли около 70 процентов. Во многих американских штатах ставки налогов на недвижимость определяются на референдуме.
Континентальная
Эта модель в различных формам распространена в большинстве европейских стран, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Характерная особенность этой системы — сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти).
Основным звеном местного самоуправления Франции, например, являются коммуны, каждая из которых имеет свой представительный орган — совет и мэра, избираемого из числа депутатов совета. Мэр и депутаты муниципального совета, работающие на постоянной основе, образуют муниципалитет. В то же время мэр является государственным служащим. Его деятельность осуществляется под контролем муниципального совета и под административным контролем комиссара республики. Последний также наблюдает за законностью принимаемых коммуной решений и в случае необходимости обращается в суд за их отменой.
В Германии задачи, выполняемые коммунами, делятся на добровольные и обязательные. Добровольные — находятся в полной компетенции коммунального совета. Речь об обеспечении населения водой и энергией, вопросы культуры, спорта и социального обеспечения. Обязательные задачи устанавливаются землями, а в ведении местных органов остается лишь их конкретное исполнение. Это, например, планирование застройки. Собственные финансовые ресурсы коммуны идут в первую очередь на решение обязательных задач, а на добровольные — оставшиеся средства.
Что же касается принципа формирования местных бюджетов, то большое внимание уделяется “финансовому выравниванию территорий”, причем в доходах  значительное место занимают государственные дотации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter