Объявляем вас банкротом…

Антикризисный управляющий… Люди этой профессии помогают «распутывать клубки» «кризисных» предприятий.  И хотя эта профессия относительно молодая, в Беларуси уже появилось немало настоящих мастеров этого дела

И  тогда  за  дело  берется  антикризисный  управляющий

Антикризисный управляющий… Люди этой профессии помогают «распутывать клубки» «кризисных» предприятий.  И хотя эта профессия относительно молодая, в Беларуси уже появилось немало настоящих мастеров этого дела. Среди них — бобруйчанин Анатолий Осипенко. Несколько лет назад Анатолий Геннадьевич окончил специальные курсы минского Института приватизации и менеджмента и получил соответствующий аттестат.  На его счету уже более полусотни дел, связанных с процедурой банкротства и экономической несостоятельности хозяйственных субъектов. 

— Анатолий Геннадьевич, какая «изюминка» в вашей профессии? 

— Когда счета предприятия заморожены из-за кредиторских задолженностей, необходимо определиться с его дальнейшим существованием. Речь идет о том, чтобы грамотно произвести оценку стоимости имущества, решить вопросы, связанные с расчетами с бюджетом, кредиторами, подыскать нового собственника. То есть расставить все точки над «i». 

— Не могли бы привести один-два примера? 

— Одно из первых моих дел о банкротстве связано с Краснопольской ПМК-262. Это было как раз четыре года назад. Я только начинал карьеру антикризисного управляющего. Непросто было разобраться. Ведь некогда мехколонна, как говорится, гремела, а потом оказалась в долгах как в шелках… Вот и пошли по пути ликвидации этого предприятия. Главная проблема заключалась в том, чтобы продать его неликвидное имущество, рассчитаться с кредиторами. Часть имущества передали Костюковичской ПМК, с работниками рассчитались полностью. 

Или вот совместное шведско-белорусское предприятие по производству спиртных напитков в городе Могилеве. Дела там тоже не заладились, образовались многомиллионные долги. Погашением их мы и занимались. Не сразу это удалось. На предприятии «зависло» около 90 тысяч бутылок спиртного с истекшим сроком годности: продавать нельзя. Пришлось договариваться с Бобруйским гидролизным заводом, чтобы приняли его для дальнейшей переработки. В результате проведенной работы, а также продажи имущества должника удалось погасить около половины долгов, в том числе более 600 миллионов рублей вернуть в госбюджет, и, естественно, рассчитаться с работниками. 

— Наверное, вы анализировали: почему отдельные предприятия доходят до такой ситуации, когда приходится признавать их банкротами? 

— Что ж, такова жизнь: одно предприятие выдерживает конкуренцию, другое нет… Но если взглянуть глубже, то увидишь просчеты организационные и управленческие. Как в той же ПМК тратили последние капиталы, не думая о перспективе развития. Сегодня рынок проверяет твое умение хозяйствовать. Правда, здесь и собственник «Могилевоблсельстрой» недосмотрел, местные власти. Нередко сказываются просчеты тактического плана. Шведско-белорусская фирма, скажем, не учла, что рядом такое мощное производство, как Климовичский ликероводочный завод. Конкурировать оказалось непросто. 

Однако процедуры банкротства не надо бояться. В той же Америке за год рассматривается до миллиона подобных дел. И не только крупных фирм, корпораций, но и маленьких, даже домашних хозяйств, когда описывается их имущество и распродается для погашения долгов. 

— Какими основными качествами, на ваш взгляд, должен обладать антикризисный управляющий? 

— Надо прежде всего иметь опыт управленческой работы, менеджмента, хорошо изучить правовой механизм, гражданский  и хозяйственно-процессуальный кодексы. Немаловажен и психологический фактор. Ведь только треть антикризисных управляющих по-настоящему раскрывает себя. Я прошел немалую школу, работая заместителем генерального директора по экономическим вопросам производственного объединения «Белшина», а затем заместителем председателя горисполкома трудился и на одном из частных предприятий. Немаловажно, что окончил Белорусский государственный институт народного хозяйства, затем Академию управления при Президенте Республики Беларусь, являюсь госэкспертом по финансовым вопросам. Ну а кандидатуру антикризисного управляющего представляет Департамент по санации и банкротству, а назначает хозяйственный суд. Постоянно нахожусь в движении. Вот и сейчас в производстве у меня двадцать пять дел. В том числе по предприятиям Чаус, Белыничей, Могилева. Мне поручали вести дела в Гомеле, Бресте и других городах. Нередко сами кредиторы обращаются с просьбой. 

— Анатолий Геннадьевич, вы несколько месяцев назад были назначены антикризисным управляющим Бобруйского комбината нетканых материалов, который входит в систему Белкоопсоюза... 

— Это предприятие признано не банкротом, а экономически несостоятельным. Сейчас проводится процедура санации, то есть повышения его платежеспособности, финансового оздоровления. Я уже третий здесь управляющий. Вроде «схватил» работу. Вроде дела пошли. За январь текущего года произвели втрое больше продукции, чем за соответствующий месяц прошлого года. Нам удалось выйти на безубыточную работу. Заказчиков прибавилось. Недавно вели переговоры с одной из немецких фирм на предмет поставки своей продукции. Новое импортное оборудование начало поступать. Антикризисная программа рассчитана до 2010 года. Так что, как говорится, все впереди. Довольны и кредиторы, с которыми теперь будем поэтапно рассчитываться. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter