Объявленное покушение

Под переговоры президента России в Иране была заложена бомба?
Давненько кремлевские лидеры не бывали в Тегеране. Если быть точным, то без полутора месяцев 64 года. Последним был Иосиф Сталин. В конце ноября — начале декабря 1943 года вместе с Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем он решал здесь, как быстрее закончить Вторую мировую войну. Американский президент и британский премьер-министр в обозримой перспективе вряд ли появятся в Иране — не те у Вашингтона и Лондона сегодня отношения с Тегераном, — а вот Владимир Путин поехал. Его визит — это в известной степени вызов Западу, который подозревает иранцев в стремлении обзавестись ядерной бомбой и поэтому требует применить к ним жесткие санкции. Николя Саркози, Кондолиза Райс и Ангела Меркель последовательно пытались отговорить российского президента от переговоров с иранским руководством. Того, чего не удалось этим политическим тяжеловесам, едва не добились террористы. Накануне российские СМИ сообщили о готовящемся покушении на Владимира Путина.

Первым тревожную новость о планировавшемся теракте против Путина передало информагентство «Интерфакс» со ссылкой на «заслуживающий доверия источник в одном из российских спецведомств». В пресс–службе президента России от комментариев отказались, но уточнили, что сам Владимир Путин в курсе появившейся в СМИ информации. Что он и подтвердил жестом безразличия на пресс–конференции в германском Висбадене, где встречался с Ангелой Меркель. Когда российского президента попросили прокомментировать слухи о покушении, он в буквальном смысле махнул рукой: мол, не такое проходили. Чуть позже Путин уточнил свою позицию: «Если реагировать на различные угрозы, то из дома можно было бы не выходить».

Уж кому–кому, а ему действительно не привыкать к подобным новостям. Если верить публикациям в прессе, покушения на нынешнего президента России готовились не единожды — в частности, на похоронах Анатолия Собчака в 2000 году, во время визитов в Азербайджан, Украину, Турцию. Впрочем, до бросания в него гранат, как это случилось с Джорджем Бушем в Тбилиси, дело, к счастью, никогда не доходило.

На фоне спокойной реакции Москвы, которая, получается, сама и распространяла информацию о готовящемся покушении, позиция Тегерана выглядела резко. Официальный представитель иранского МИДа Мохаммад Али Хоссейни назвал все сообщения беспочвенными и предложил считать их «частью психологической войны, развязанной врагами, в целях нанести ущерб ирано–российским отношениям».

С тем, что визиту Владимира Путина в Иран были не рады многие на Западе, нельзя не согласиться. На Тегеран сегодня оказывается беспрецедентное давление с целью отказаться от ядерной программы. Убеждения, что это мирный атом, на Вашингтон и другие западные столицы уже не действует. А Россия — член «большой восьмерки», и то, что ее президент едет в Иран, — несколько ослабляет международное давление.

Многие аналитики — как на Западе, так и в России — уверены, что иранский вопрос — это козырь внешней политики Кремля. Москва выступает против ужесточения санкций в отношении Тегерана. У нее есть право вето в Совете Безопасности, а после иракского конфуза вряд ли кто–то осмелится решать ядерную проблему вне стен ООН. За уступки по Ирану Москва может рассчитывать на благосклонность по другим, более значимым для нее темам: такими могут являться вступление в НАТО Украины и Грузии.

Москва сейчас определенно нужна Вашингтону. Характерный заголовок дала своему материалу о недавнем визите в Россию госсекретаря «Вашингтон пост»: «Райс старается не критиковать Путина: США ищут сотрудничества с Россией». Формально президент России едет в Тегеран на Каспийский саммит, но на переговорах с Махмудом Ахмадинежадом речь зайдет и о его ядерной программе. В этом можно не сомневаться...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter