Объявлен тендер на отца

В Беларуси открыты «Клуб любящих отцов», ОО «Защита прав отцов и детей», а у папа–школ, недавно открывшихся при Минском городском центре социального обслуживания семьи и детей, — первые 25 выпускников...

Типичная надпись «Комната матери и ребенка» шведа внезапно озадачила:


— А отцу туда можно зайти?


И если нам шуткой кажется его вопрос, то гость из Швеции недоумевал всерьез. В его стране пишут «Комната для родителей с детьми», малышей из детского сада забирают папы. А декретный отпуск, длящийся полтора года, разделен на две части: 1,4 года для мамы и два месяца обязательно для папы. В важности воспитания ребенка обоими родителями никто даже не сомневается.


Сегодня и у нас намечается новая тенденция: если раньше тему отцов обычно обсуждали с негативным оттенком, мол, алиментщики, пьяницы и пропойцы, то сейчас в силу вступает другая риторика. В Беларуси открыты «Клуб любящих отцов», ОО «Защита прав отцов и детей», а у папа–школ, недавно открывшихся при Минском городском центре социального обслуживания семьи и детей, — первые 25 выпускников. «Что же такое папа–школы?» — решила я узнать у директора центра Андрея Туровца.


Право на вопрос


— Андрей Анатольевич, ваш центр первым предложил альтернативу многочисленным женским центрам по подготовке к родам и материнству — проект «Папа-школа». В чем его особенность?


— Вы ее только что назвали: в центре нет женщин. И это не дискриминация. Просто есть вопросы, которые мужчины могут обсуждать только между собой. Это право нужно признавать. В другом кругу они постесняются заговорить о своих проблемах. Папа–школы — это технология работы с молодыми отцами и теми, кто готовится ими стать. Проект основан на шведском и российском опыте. Первое, что поражает, например, в Стокгольме или Гетеборге — огромное количество гуляющих с детьми отцов — с колясками, в парках, песочницах. Детей в семьях тоже больше — как правило, трое.


— Чему учат в школе?


— Мы не учим, мы отвечаем на вопросы. Занятия проводят профессиональные педагоги, психологи, медики, даже акушеры. Но смысл папа–школы не в том, чтобы дать какие–то знания (ведь современные отцы довольно образованны), а помочь справиться с эмоциональными переживаниями. Подсказать, что делать со своими чувствами, страхами, надеждами. Школа дает возможность обсудить волнующие проблемы и разрешить их.


— Как проходит занятие?


— Обычный тренинг, где участники сидят по кругу и обсуждают волнующие вопросы. В группе, как правило, 7 — 9 человек. Весь курс — не больше девяти вечерних занятий.


— Каков средний портрет учащегося?


— Ему от 30 до 40 лет, ждет второго или третьего ребенка. Понимая, что с предыдущими детьми что–то упустил в общении (а потому возникли проблемы), он всеми силами старается избежать недоразумений и ошибок. Хочет принимать участие в воспитании сына или дочери прямо с рождения. Готовим ли мы к совместным родам? Нет. На это есть специализированные центры. Мы учим другому: быть партнером жены в родах — замечательно, но быть при этом папой — совсем другое. Профессии у наших слушателей самые разные — бизнесмены, журналисты, военные, милиционеры, рабочие, врачи...


— Занятия платные?


— Нет. Модераторы (или ведущие) тоже не получают денег за свою работу. Как мы шутим, это общественная нагрузка.


Усатый нянь


— На стажировке в Швеции мы посещали детский сад, где 30 процентов персонала — мужчины. Потрясающее впечатление. И дети, и родители довольны.


— Наверное, зарплата у воспитателей побольше?


— Нет. Относительно других сфер экономики их труд оплачивается не очень высоко. Например, программист там получает в 5 — 7 раз больше. Но зато роль воспитателя–мужчины в детском саду очень поддерживается государством, общественным мнением, членами семьи, родителями. У нас, к сожалению, до сих пор на такого воспитателя смотрят как на странного человека, который не может реализовать себя в других областях. У нас мужчина–воспитатель может почувствовать себя социально униженным. В Швеции, наоборот, работать с детьми почетно.


— По–моему, важно повышать престижность профессии, начиная со школы, чтобы поступающих на «дошкольное отделение» тоже стало больше.


— Мы были на конференции БГУ, где обсуждалась проблема выпускников гуманитарных факультетов. Так вот, приводившаяся там статистика очень показательная — 99 процентов молодых людей не идут в ту сферу, для которой учились. Имея квалификацию воспитателя, специалиста по социальной работе, выпускники идут в бизнес или другие области, где можно больше заработать. Сегодня это прежде всего вопрос оплаты труда. Увы, он несопоставим с потребностями мужчины, который хочет создать собственную семью и материально ее поддерживать. Этот фактор еще долгое время может быть препятствием...


Общение с тремя объектами


— Ребенку очень важно видеть неразрывность двух родителей. Оптимальный вариант воспитания, когда маленький человек может общаться с тремя объектами — мамой, папой и такой психологической конструкцией, как «мапа–пама» — это особое понятие используется для обозначения единого образа родителей. Тогда ребенок получает весь необходимый ему опыт раннего детства. К сожалению, реалии жизни иные. Недавно я был на школьной «Конференции отцов». Сам факт, что педагоги пытаются собрать их и провести какую–то работу, отраден. Но на конференции прозвучали печальные цифры — из 600 учеников этой школы только чуть более 300 живут в полной семье...


— Вот и появляются комнаты только «для матери и ребенка».


— В Швеции, кстати, «комнаты для родителей с детьми» есть даже в полицейском управлении. Там можно оставить ребенка, пока занимаешься, например, оформлением водительских прав. И тот с удовольствием себя займет — в бассейне с шариками попрыгает, например. А в детских садах предусмотрена комната посиделок для пап (потому что именно они чаще забирают детей), где можно и кофе попить, и новости свежие обсудить. Это абсолютно нормальное распространенное явление. У нас же подобное трудно представить. Многие отцы побаиваются взять на себя равную с матерью роль в воспитании.


— Скажите, а вы сам — папа?


— Да, дважды — старшему 21, младшему скоро 3. У нас в семье еще два мальчика — 8 и 13 лет, — сыновья жены.


Мобильное обучение


— Где в Минске проходят папа-школы?


— В Первомайском, Советском, Ленинском районах.


— Планируете ли расширить деятельность?


— Да. Мы хотим создать мобильную папа–школу. Группа специалистов будет выезжать в регионы, чтобы передавать опыт заинтересованным организациям.


— Как думаете, будете востребованны?


— У нас много приглашений — из Слуцка, Солигорска, Бреста, Гомеля. И хочется помочь всем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter