Объявлен общий сбор

Сдача макулатуры уже давно закрепилась в списке обязанностей многих организаций...

Сдача макулатуры уже давно закрепилась в списке обязанностей многих организаций. Дело в общем–то похвальное. Тут и экология, и экономия. Но так уж сложилось, что стахановского рвения требуют в первую очередь от школьников. Можно ли привить детям бережливость и заботу об окружающей среде с помощью повышенных планов по сбору макулатуры? Как грамотно наладить заготовку вторсырья? Мы решили послушать разные мнения, пройтись по школам.


Бумажка к бумажке


По мнению Ирины Гутковской, начальника управления финансовой политики и развития городского хозяйства Мингорисполкома, многим взрослым все равно — как бросали бумажки мимо урны, так и бросают, тем более не думают о вторичной переработке этого мусора: «А ведь в некоторых странах за это предусмотрены штрафы! Наше же поколение нужно учить все экономно расходовать: от воды и света до бумаги. К тому же дети больше прислушиваются к объяснениям, да им просто интересно поучаствовать в подобных акциях». Так, одна из школ в райцентре Брестской области должна собрать 8 тонн макулатуры: здесь на долю каждого первоклашки выпало по 8 килограммов, а вот старшеклассникам придется принести по 12. В другом учебном заведении этого же города ученикам нужно где–то раздобыть по 15 кило бумажных отходов. Впрочем, это не предел: в одной из гомельских школ каждый учащийся должен притащить 40 (!) килограммов макулатуры, тут уж придется изрядно побегать по подъездам с просьбой подсобить ненужными газетами–журналами–книжками.


Любопытная ситуация сложилась и в экологической гимназии № 3 Барановичей: в прошлом году от гимназистов ожидали 5 тонн макулатуры, а в этом запросы заметно возросли — до 38 тонн! В небольшом учебном заведении, где количество учащихся едва превышает тысячу человек, на каждого члена коллектива, а это и учителя, и ученики, выпадает по 35 килограммов. На первый взгляд цифра не так уж и велика, но учителя признаются: собрать столько бумаги дома очень непросто. А ведь есть еще металлолом, ветошь... Впрочем, здесь не жалуются, все–таки учебное заведение с экологическим уклоном.


— Раньше макулатуру собирали сезонно, затем выделили отдельный день, а сейчас круглый год и круглые сутки. Так общими усилиями за месяц уже 5 тонн набрали, — рассказывает Владимир Разумович, директор гимназии. — Два класса, которые больше всего приложили усилий, в качестве поощрения получили экскурсионную поездку по стране. Кроме того, в кабинетах, где проходят занятия по экологии, есть пункты сбора не только макулатуры, но и батареек. Мы с детства обучаем детей правильному отношению к природе.


К слову, руководители исполкомов разных уровней повторяют в унисон: сбор вторсырья — дело исключительно добровольное, задания никто не устанавливает, разве что рекомендуют собрать не меньше, чем в предыдущем году. Но и не отрицают: планы по макулатуре распределяются между организациями, в том числе какая–то доля выпадает на учреждения образования. И главный аргумент выдвигают отнюдь не экологический — а «сами вспомните наше общее пионерско–комсомольское прошлое!»


Деньги под ногами


Владимир Зданович, председатель Комиссии по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу Палаты представителей, уверен, что сбор вторсырья для школы — это реальный шанс подзаработать. Правда, немного: один килограмм макулатуры сегодня стоит около 500 рублей. Представители структур по переработке вторсырья, кстати, тоже подсчитали: практически каждая организация могла бы легко сдавать не одну сотню килограммов использованной бумаги в год. Сдает ли? И чем плохо купить на вырученные деньги канцтовары или чай–кофе для сотрудников?


Кстати, руководитель «Белвторресурсов» Антон Хвоенок документы распечатывает с двух сторон листа: мол, слишком много мы разбазариваем под видом мусора. Помогать избавляться от кипы ненужных бумаг школьникам рекомендует и Евгений Лобанов, заместитель директора по программным вопросам Центра экологических решений, ведь сколько бы учителя ни рассказывали о загрязнении окружающей среды, практические действия нагляднее: «Когда ребенок собирает макулатуру, он понимает, что это не просто мусор, а что–то ценное, в том числе и деньги».


Недавнее ЧП в Россонской школе внесло в тему новую ноту: напомним, одной из причин пожара называли именно груду бумажных отходов, принесенных старательными учениками. Тогда, опасаясь проверок МЧС, наверняка в школах сожгли не один десяток килограммов макулатуры, за счет которой еще вчера предполагали поправить материальное положение. А что сейчас? «Во всех школах, где мне довелось побывать, макулатуру складируют в безопасных местах», — отмечает Владимир Зданович, которого звонок корреспондента «СБ» застал как раз во время поездки по учебным заведениям.


Вторая жизнь


Сегодня в пунктах приема вторсырья достаточно взглянуть на связки макулатуры, чтобы понять: это раньше ее сдавали, чтобы получит талоны на дефицитные книги, а сегодня ту же литературу не задумываясь сдают, как стеклотару. Если стали так активно собирать макулатуру, значит, это действительно выгодно и необходимо?


— В основном макулатура нужна для целлюлозно–бумажных предприятий, — отвечает Евгений Лобанов. — При производстве обычной бумаги ее добавляют до 20 процентов. Чисто из макулатуры у нас производят некоторые виды оберточной бумаги, туалетной бумаги и салфеток. В Барановичах ее используют и при производстве кровельных материалов.


По словам специалистов, сегодня у нас переработанная макулатура уже используется и при изготовлении книжной бумаги. Но есть и более серьезные планы — освоить производство из вторсырья книжных обложек.


В целом статистика показывает: в прошлые годы у нас перерабатывали по 200 тысяч тонн макулатуры. При этом, было дело, ее приходилось завозить из–за границы, ведь в России закупочная цена на вторсырье оказалась выше, чем, естественно, не преминули воспользоваться некоторые предприятия. Теперь задача ставится более серьезная. Посещая в декабре шкловскую бумажную фабрику «Спартак», Президент поручил довести новые цифры — за этот год нужно собрать 300 тысяч тонн макулатуры. Помощь школьников здесь, что и говорить, очень кстати. Вот только важно ребят заинтересовать, поощрить, не испортить дело неумелой организацией.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter