Приговор суда вступил в силу. Аферист отправляется в тюрьму за то, что брал с предпринимателей предоплату, но товар и не думал поставлять

Обвести вокруг доски

У бобруйчанина Олега Юрковца криминальный талант проявился достаточно рано — лет с двадцати. А к сорока двум годам он имел шесть судимостей за мошенничество и пособничество в даче взятки. В перерывах между отсидками успел жениться и развестись, имел на иждивении ребенка, однако так и не остепенился.

Коллаж Олега Попова

В  очередной раз выйдя на свободу, Олег зарегистрировал фирму, которую сам же и возглавил. За душой у него ничего не было, однако это его ничуть не смущало: пускать пыль в глаза «бизнесмен» умел виртуозно. Первым делом обзавелся юридическим адресом. 

Следующим шагом был автомобиль с водителем. Юрковец убедил своего земляка Игоря Потапова, что возглавляет солидную компанию, обещал платить ему 20 процентов с прибыли. Но официально на работу не оформил. Как, впрочем, и остальных сотрудников. В штат принимались разве что бухгалтеры. Но и они, отработав не более месяца, бежали от него без оглядки. Видели, что дело не чисто, руководитель не представлял даже первичных учетных документов. 

Тем не менее «предприниматель» смело занялся внешнеэкономической деятельностью. Не имея оборудования, базы, лесных делянок, сумел заключить контракт с азербайджанской фирмой на поставку пиломатериалов на сумму 260 тысяч долларов. Контракт подписали по электронной почте. Зарубежные партнеры перевели 24 тысячи долларов в качестве предоплаты за поставку первой партии товаров и их перевозку железнодорожным транспортом. 

Аферист даже не думал выполнять обязательства. Хотя для видимости кое-что все же предпринял — заключил договор на приобретение пиломатериалов. 

Нашел землячку Ольгу, индивидуального предпринимателя, которая вместе с мужем действительно занималась дерево­обработкой. Однако супруг ее тяжело заболел, и Ольге не только пришлось за ним ухаживать, но и взвалить на себя управление непростым бизнесом. Тут Юрковец и «подставил плечо», предложил свою помощь — пообещал приобрести у нее 40 кубометров необрезной доски по предоплате. Правда, вместо оговоренных 6000 рублей перевел на счет Ольги только половину — из денег, полученных от азербайджанцев. В то же время загрузил и увез досок вдвое больше, чем договаривались. Продал их по дешевке, а за вырученную сумму покупал водку за 600 рублей бутылку, дорогие одежду и обувь, дарил барышням ювелирные украшения. Только вот с Игорем за услуги извоза так полностью и не рассчитался — заплатил 300 рублей вместо обещанных 1500. Остальные пообещал отдать позже. Ольгу же он обманул на 9800 рублей. 

Тем временем в Бобруйск приехал представитель зарубежного партнера, чтобы проследить за отправкой груза. И пошло-поехало!

Каких только причин ни придумывал Юрковец, чтобы не выполнять своих обязательств: говорил, что возникли проблемы с вагонами, утверждал, что пиломатериалы хранятся на территории колонии, куда иностранцев не пустят, подвозил к воротам предприятий, на которые «тоже не пускали». 

Партнеры прислали два грузовика, чтобы вывезти материалы самостоятельно. Однако и здесь «возникли проблемы»: якобы у прибывших водителей не было необходимых доверенностей. Ездили с представителем покупателей на консультации в налоговую инспекцию и на таможню — везде говорили, что у грузополучателя с бумагами все в порядке. Но у Олега «опять возникали трудности».

Пришлось партнерам за долгие километры гнать машины обратно порожняком, а затем рассчитываться с водителями, платить им суточные. Но когда азербайджанцы потребовали назад свои деньги, у Олега опять нашлась масса отговорок, чтобы не осуществлять возврата. Да и денег к тому времени на его счету попросту не было — прогулял и пропил. 

Однако на этом «директор» не остановился: легкая жизнь затягивала. Он провернул точно такую же комбинацию с российской фирмой из Нижнего Новгорода: обязался поставить несуществующие пиломатериалы на условиях предоплаты на сумму 127,5 тысячи российских рублей. 

Следующим деловым партнерам он уже подрядился на условиях предоплаты оказать услуги по распилке леса, получил 6600 рублей. Но, конечно, обязательств своих и на этот раз не выполнил, да и не имел возможности. С Ольгой отношения испортились, а своего оборудования у него не было. 

Кого он только не обманул за непродолжительное время своей работы! На юридический адрес его нереспектабельной фирмы шли письма-претензии, туда же наведывались судебные исполнители. А директор в это время весело проводил время, с размахом тратил чужие деньги. 

Когда началось следствие, Олег вину свою отрицал полностью: то ли искренне верил, что ничего противозаконного не сделал, то ли, как обычно, хорошо играл свою роль. Уверенно вещал, что является учредителем и руководителем в одном лице, так что сам принимает решения, как распоряжаться поступившими на счет фирмы деньгами. Средства он снимал и тратил исключительно для поддержания своей жизнедеятельности — нужно же было ему одеваться и питаться. 

Говорил, что в его действиях нет состава преступления, просто возникли споры с деловыми партнерами в сфере гражданско-правовых и экономических отношений. 

Тем не менее суд усмотрел в его действиях мошенничество, совершенное повторно, в особо крупном размере. Это подтверждается тем, что у Юрковца никогда не было прибыльной деятельности, все его действия были направлены исключительно на завладение чужими деньгами и материалами. 

Итог закономерен: приговор суда — 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Сейчас Юрковцу 44 года, но он так ничего и не нажил: ни денег, ни имущества. Да еще предстоит рассчитываться со всеми, кого обманул. 

На днях приговор вступил в законную силу. 

В ТЕМУ 

Елена Шумейко, старший помощник прокурора Могилевской области: 

— Любого мошенника обязательно рано или поздно разоблачат и призовут к ответу. Но самое обидное в ситуации с Олегом, что он мог вполне законно зарабатывать неплохие деньги. Человек он явно сообразительный: имея только среднее специальное образование, запросто заключал сложные контракты. На его пути встречались честные и порядочные люди, которые ему доверяли, с которыми он мог сотрудничать на взаимовыгодных условиях. Он же распорядился представившимися возможностями иначе. 

Марина Старовойтова, психолог: 

— Мошенник всегда лжив и корыстен по своей природе и потому обречен на одиночество, так как вынужден скрывать даже от самых близких людей свою истинную сущность. В некоторых отношениях ему можно посочувствовать: используя окружающих в своих интересах, он и сам никому не доверяет. Мошеннику не дано испытать истинные дружбу, любовь, он не знает, что такое сочувствие и взаимовыручка. 

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter