Руководитель предприятия “Марко” Николай Мартынов -- об уникальном для страны холдинге, своих садоводческих опытах, старом ЗИСе и будущих преемниках семейного бизнеса

Обувь под шубой

Витебске готовятся к открытию уникального предприятия — первого в стране мехового комбината, который будет состоять из пяти фабрик. Строительные работы завершаются, новое производство приступит к работе в составе холдинга «Марко». Мы встретились с Николаем Мартыновым, генеральным директором ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко», членом Совета Республики Национального собрания, и узнали, откуда и куда потекут рунные и пушные реки, что это даст стране и о чем мечтает сегодня руководитель крупнейшего обувного объединения.


С Николаем Мартыновым мы встречаемся в его кабинете. Огромный (метра три в длину) письменный стол завален документами. На нем — икона Николая Чудотворца и фотография внуков. Обстановка по-домашнему уютная, скромная. И только большой билборд в углу, увешанный шариками, напоминает о том, что недавно хозяин кабинета отмечал свой юбилей. Плакат под названием «7 чудес света, сотворенные Николаем Мартыновым за десятилетие» — это подарок близких людей. Он рассказывает о главных вехах в жизни обувного магната. Здесь тесно переплелись события производственные и семейные — венчание детей, рождение внуков, строительство пирамид «Марко-сити» и логистического центра, открытие новых предприятий… Точно таким же, наполненным воспоминаниями о делах домашних и рабочих, получился и наш откровенный разговор.

О  меховом  интересе
В «Выборе года» «Марко» не единожды признавали производителем номер 1.

— Николай Васильевич, икона на столе — это привычка или символ?

— Скорее, убеждение. Я верующий человек, при возможности на большие праздники всегда стараюсь побывать в храме. А Николая Чудотворца считаю своим покровителем, хранителем, ангелом, если хотите. Он всегда со мной. Что касается фотографии внуков — это моя гордость, напоминание о том, что жизнь прожита не зря (улыбается. — Авт.). 

— Мне кажется, что при столь сильной обувной империи, которую вы создали, все винтики десятилетиями отлаженного механизма крутятся как единое целое уже без вмешательства руководителя. Хоть немного расслабиться удается?

— Как-то об этом не задумывался. Если честно, безделие — не мой конек. Максимум полчаса могу в выходной полежать на диване, ничего не делая. А что касается работы, тут расслабляться даже на минуту некогда. Особенно сейчас, когда мы завершаем строительство мехового комбината. Штабы с подрядчиками, загранкомандировки с целью изучения опыта, отбор оборудования. Распорядок дня, не говоря уже о неделе, практически непредсказуем.

— Генподрядчики не подводят? 

— Вины строителей нет, но сложностей возникает немало. В большинстве своем — из-за недостатков, допущенных во время проектирования. Там неправильно просчитали, тут упустили… В итоге работа стопорится. Уходит время. А ведь объем работ огромнейший. В объект уже вложено более 22 миллионов долларов, общая сумма превысит 40 миллионов. Средства солидные, и одному «Марко» этот проект было бы невозможно осилить без поддержки государства. Вообще, наш холдинг — красноречивый пример успешного функционирования системы государственно-частного партнерства. 

Судите сами: от старого Витебского мехового комбината практически ничего не осталось — условные каркасы производственного и бытового корпусов. Построили два складских помещения, очистные сооружения, котельную, поменяли всю инфраструктуру и коммуникации. Сейчас уже подбираем штат. На меховом комбинате будут трудиться около 500 человек. Главных специалистов пошлем на учебу в Турцию — там есть возможность прохождения практики на аналогичных производствах, занимающихся овчиной. По пушнине пригласим к себе итальянских профессионалов — они будут обучать персонал на месте. К сожалению, ни у нас, ни в других странах СНГ сегодня нужные нам кадры не готовят. Поэтому будем подбирать «смежников» — химиков и других специалистов.

Вопросы развития бизнес-инициатив лучше изучать на практике

— Когда планируете запуск в строй? И чем уникально будущее производство?

— В настоящее время на комбинате идут отделочные работы, скоро приступим к монтажу оборудования. В январе — феврале будущего года планируем запуск. Так что в стране вот-вот появится большое меховое производство. Кстати, аналогов ему нет ни в России, ни в Украине. Ведь наш комбинат будет состоять из четырех, даже пяти фабрик — переработки пушнины, овчины, пошива изделий из этого сырья. Плюс — у нас имеются все технические возможности, чтобы работать со шкурами мелкорогатого скота: телят, коз и других. Так комплексно в этом направлении пока никто не работает. За сырье мы не волнуемся: рынки просчитаны, договоры заключены. Что касается пушнины — на 80 процентов она будет белорусской. Сегодня у нас много зверохозяйств, занимающихся выращиванием норки. Ежегодно получают до миллиона шкурок, а нам потребуется в три раза меньше. А вот по овчине будет сложнее — мех наших и российских овец пригоден только для грубых изделий, подкладок для обуви. Для производства одежды необходимы тонкорунные овцы, но они в нашем климате жить не хотят, хотя овцеводческие хозяйства и пытались их адаптировать. Придется закупать импорт. В целом предприятие будет перерабатывать 300 тысяч овечьих шкур, 250 — пушнины, оно сможет выпускать 7 тысяч курток, шуб и других вещей из меха и 10 тысяч — из овчины. Это не считая мелких изделий и продукции из шкур телят и коз. Кстати, последний вид сырья будет отлично подходить для производства красивых женских туфелек-лодочек. Думаю, покупатели их оценят. 

— Проблем с реализацией таких больших объемов товара не будет? Вряд ли жители страны резко станут любителями мехов.

— Все зависит от погоды и наших модельеров. Смогут они разработать красивые, модные и удобные вещи для покупателей — будет спрос. Но кроме белорусского рынка, мы собираемся активно работать и в российских регионах, особенно в тех, где погода не балует жителей. А помогать нам в производстве элитных качественных вещей будут многочисленные партнеры — сегодня бизнес не может работать эффективно в уединении, обязательны точки соприкосновения, в том числе и с зарубежными компаниями. Например, будучи в командировке в Индии, где я изучал их опыт работы в кожевенной промышленности, заключил 2 договора на 10 миллионов долларов. Теперь из Индии нам будут поставлять заготовки и кожтовары, в будущем — сырье. Определенные договоренности достигнуты также с коллегами из Италии, Турции, Испании, Голландии и других стран.

Совет по развитию предпринимательства встречают на «Сан-Марко».

О  новых  законах  и  туфлях  для  Валуева

— Четвертый созыв подряд вы являетесь членом Совета Республики Национального собрания. Как удается сочетать законотворческую деятельность и столь сложное производство?

Пирамида «Марко-сити».

— Производство помогает работать в Парламенте, а Парламент — заниматься производством. Как это? Просто углубленно занимаясь практикой, сразу видишь, где в законодательстве существует пробел. Именно работа в условиях холдинга помогла определить «узкие места» и подсказала нужные решения для совершенствования соответствующего закона о холдингах. Стоит отметить, что в нынешнем сезоне парламентарии работают очень плодотворно, ведь их состав — исключительно профессиональный. Светила медицины, гиганты промышленности, дипломаты и юристы — это те практики, которые видят проблемы и знают, как их ликвидировать. 

— Николай Васильевич, а вот что бы вы делали, если бы у вас заказал обувь, скажем, Николай Валуев?

— Пока Николай с такой просьбой ко мне не обращался. Но если что — обуем и Валуева. Тем более что 47—48-й размер мы выпускаем. Нужна будет еще более богатырская обувка — не проблема. Сделаем. В магазинах «Марко» обувь можно подобрать на любую ногу. Теперь, кстати, и спортивную, и пляжную тоже — у нас появилось новое специализированное предприятие по выпуску этих видов обуви. Седьмая по счету в холдинге фабрика получила название «Вердимар» и разместилась на площадях бывшего «Белкельме» в Брестской области. Мы уже обували наших спортсменов, которые состязались в Рио. Планируем запустить новую линейку обуви для представителей различных видов спорта, будем работать и на военных — выпуск спецобуви расширяется.

Выпускник военной кафедры.

— Общая численность работающих в холдинге скоро приблизится к 6 тысячам. Несложно управлять такой махиной? Тем более что ее «запчасти» разбросаны по сотням адресов фабрик, фирменных магазинов, производственных цехов.
С итальянским партнером.

— А что в нашей жизни просто? Да и нужна ли она такая, заранее определенная, простая и спокойная жизнь? Это не по мне. У нас хорошая, сплоченная команда, принцип руководства — доверяй, но проверяй. Работаем по правилам взаимодополнения. Кстати, будущий бренд для продукции мехового комбината тоже разрабатывали сообща. Сначала обратились к специалистам, но их предложения нам не понравились: чтобы найти идею, нужно знать специфику. В результате общего творчества получились классные бренды для разных видов меховой продукции — Polar fox, Luxury fox, Bright fox. А что касается штата — да, он постоянно расширяется, так как и мы агрессивно развиваемся. Увеличиваем географию фирменной сети. Раньше собственных магазинов в России у нас не было, работали с партнерами. Теперь уже около десятка их открыто в областных центрах РФ, а в целом наша сеть насчитывает свыше 70 торговых объектов. Развитие — процесс бесконечный.

Об  отдыхе,  внуках  и  хобби

— Как часто отдыхаете и где?

— В последние два года полноценного отпуска у меня, считай, не было. Вот запущу меховой комбинат и возьму пару недель. Съездим с женой в Трускавец. Я по привычке отдыхаю в «советских» местах. Максимум — в Турции: так, чтобы при необходимости можно было сорваться и вернуться домой. График напряженный, поэтому обычно стараюсь полноценно отдохнуть в выходные. В теплое время года живем на даче. С удовольствием хожу на охоту, парюсь в бане, купаюсь в Западной Двине (она после ввода в строй Витебской ГЭС подступила практически к забору — вид восхитительный!), занимаюсь садом. В этом году экспериментирую с экзотическими деревьями — попробовал посадить горную сосну, пихту, разнообразные туи. Грядки и парники — зона ответственности супруги. Я туда только иногда наведываюсь, чтобы продегустировать продукцию.

Охота — отличный релакс для души и тела.

— Неужели олигархи огородом занимаются?

— Во-первых, олигархом себя не считаю. А во-вторых, в душе я остался и остаюсь глубоко сельским жителем, человеком от земли. Поэтому летом моя семья питается исключительно «подножным» кормом — собственноручно выращенными овощами и фруктами. Я как глава семейства иногда из леса мясо или птицу принесу (шутит. — Авт.). Скоро будет рыба. Решил освоить рыбалку в собственном пруду — запустил туда толстолобика, линей, карасей. Пробовал цветного карпа поселить — ему не понравилось... 

— Николай Васильевич, вы надеетесь на то, что ваши дети и внуки будут продолжателями дела? 

Вся надежда на внуков Настю, Никиту, Николаса и маленькую Мию.

— А как же иначе? Дочь с сыном уже давно в бизнесе. Сейчас Рая, которая живет в США, курирует меховой комбинат, вместе с мужем искала специалистов, прорабатывала проект, изучала преимущества технологий. Сын Павел уже больше десяти лет управляет предприятием «Сан-Марко». От внуков серьезности пока рано ждать, но недавно пятилетний Никита как-то обреченно заявил: придется-таки и мне, видимо, обувь шить... Шестилетний Николас тоже по-серьезному обсуждает качество кроссовок и туфель, которые носит. А десятилетняя Настя, которая занимается художественной гимнастикой, отлично поет и рисует, мечтает стать дизайнером. Эта профессия в нашем деле важна. Но в итоге, конечно же, все будет зависеть в первую очередь от их желания. 
Когда в одном плакате — вся жизнь: семь чудес Николая МАРТЫНОВА

— На производственной базе отдыха у вас хранится много раритетов — старые прялки, утюги, гармони, старинная мебель и даже довоенная легковушка ЗИС. Это ваше хобби?

— Сначала мое, теперь — сына. ЗИС я купил несколько лет назад у одного из горожан, он 1937 года выпуска. Сам, кстати, доехал до дачи. Хотели восстанавливать, но посмотрели — а там ничего «родного» внутри нет. Так и стоит теперь в виде украшения. А машины-раритеты продолжил собирать сын. У него их уже около десятка — настоящая коллекция. И охотой он так же, как и я, увлекается. Больше ради удовольствия, а не добычи.

— Получается, что вы передаете детям и внукам не только общее дело, но и собственные увлечения?

— Так ведь это не от меня пошло. Любовь к производству обуви — от отца, с которым я еще в детстве вместе валенки валял. Хозяйственность, увлечение садом — от дедов… Думаю, такая семейственность приносит только пользу. Ведь все мы хотим, чтобы дети не только были нашим продолжением, но и пошли намного дальше. Я рад, что в моей семье это получается. Семейные династии приветствую и на производстве, ведь холдинг — это тоже семья. Только большая. И пусть у нее, у этой огромной семьи, то есть у нас, все получится. 

a_veresk@mail.ru

Фото автора и из архива героя 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter