Как создают учебники для незрячих детей

Обучение вручную

Учебник по биологии — в семи толстенных книгах, математика — в 10. Вместо букв — точки, а вместо разноцветных рисунков — объемные линии на выпуклой полимерной странице. Так выглядит учебник, который незрячие и слабовидящие школьники читают пальцами. Обучиться такому чтению — не такое уж и трудное дело, а вот создать подобную книжку — процесс очень долгий и непростой. Чтобы обычный учебник превратился в книгу со шрифтом Брайля, он должен пройти через адаптацию, вычитку и перевод, а затем напечататься практически вручную.

С января по ноябрь этого года на ОАО «Полиграфкомбинат им. Я.Коласа» были напечатаны 1.878 книг шрифтом Брайля.
Фото Алексея Вязмитинова.

От учителя к типографии

Сначала обычный плоскопечатный учебник попадает в руки адаптора — учителя, который обучает детей с нарушением зрения. Главное, содержание учебного пособия полностью сохраняется.

— Если какой–то вид работ недоступен незрячим ученикам, мы полностью его адаптируем в другом виде, — рассказывает методист отдела методического обеспечения специального образования Национального института образования Оксана Косянович. — Такие дети ничем не обделены в процессе получения знаний.

После такой долгой и кропотливой работы учителя–адаптора в Национальный институт образования возвращается учебник с подробными пометками: какую картинку и на какой странице необходимо убрать, что заменить, как переформулировать задание к параграфу... Адаптированное пособие проходит процедуру рецензирования, экспертизы и обсуждения на секции, и лишь потом президиум Научно–методического совета при Министерстве образования дает свой допуск на выпуск.

Самые «сложные» учебники — физика, математика, химия. 

Точка со смыслом

В издательстве «Народная асвета» есть редакция из шести специалистов, которые занимаются подготовкой к печати книг со шрифтом Брайля. Здесь обычный учебник разделяется на тоненькие брошюрки объемом в 20 — 30 страниц — это и есть будущий один том брайлевской книги. К примеру, из 230 страниц учебника по биологии за 7–й класс получится 7 томов шрифтом Брайля. Каждый — размером с большую энциклопедию. Когда плоскопечатные страницы попадают в руки редакторов, специальными корректорскими знаками они вносят в текст нужные условные обозначения (их имеет каждый абзац, отступ, формулы, таблицы) и делают адаптированную версию, согласно замечаниям учителя и Национального института образования. Здесь же готовятся макеты рисунков. Затем все отправляется в типографию. Однако до печати рельефно–точечным шрифтом еще далеко. Ведь не раз пробную версию и макеты пока еще в плоскопечатном виде прочитают корректоры и в типографии, и в издательстве.

Каждую книгу проверяет слабовидящий редактор Михаил Кадан.
Фото Владимира Шлапака.
Один из сотрудников редакции по выпуску изданий шрифтом Брайля издательства «Народная асвета» — слабовидящий редактор Михаил Кадан. Именно он перечитывает все книги, когда они уже отпечатаны рельефными точками. Одновременно с Михаилом одна из коллег вслух читает обычный учебник, а он тем временем проверяет написанное шрифтом Брайля.

— Но это не просто чтение, — говорит Михаил Михайлович. — Подчитывается каждый корректорский знак, отступ, перенос... Сложнее всего с физикой, математикой, химией, иностранными языками, иллюстрациями. Все ошибки мы подробно описываем и передаем в типографию, чтобы их устранили.

Одна маленькая точка может существенно изменить смысл написанного. Михаил Кадан приводит пример: под его пальцами находится число 99. Но если перед ним не поставить специальный знак, который указывает, что это цифра, то ученик прочитает уже совсем другое — «ии».

На одной странице должно быть 25 строк, а в строке — 30 знаков. Редактор тщательно просматривает руками рисунки: они должны быть понятны и хорошо осязаемы для чтения пальцами.

Альтернативы нет

На Полиграфкомбинате есть отдельный участок, где к выходу в свет готовят книжки для слабовидящих и незрячих. Именно сюда из издательства попадает плоскопечатный учебник с корректорскими знаками от редакторов. Каждую такую брошюрку из 20 — 25 страниц заново набирает оператор, но уже на специальных компьютерах. На мониторах — цифро–буквенные коды, иероглифы и прочие символы, малопонятные обычному читателю. Особенно если работа идет над физикой, математикой и химией, где каждый знак формулы обозначается отдельной комбинацией, которую позже переведут в шрифт Брайля.


Когда все вычитано и все правки учтены, компьютер передает пока еще буквенный текст на специальное устройство — брайлевский наборный комплекс. Программа уже с учетом специального кодового языка и условных обозначений сама переводит буквы в рельефно–точечный шрифт. Машина сначала чеканит будущие страницы книг на металлических формах. Одна форма — один лист с текстом на «лице» и обороте. Кстати, страницы особо сложных учебников — математики, физики, химии и иностранных языков — печатают сначала на скоростном брайлевском принтере без предварительной заготовки металлических форм. Пробный экземпляр снова попадает в руки к слабовидящему редактору издательства на вычитку перед тиражированием.

На соседнем участке после корректуры с помощью готовых металлических форм изготавливают уже сами страницы. Между пластиной закладывается достаточно плотный лист — и специальный станок формирует рельефные точки. Чтобы представить себе масштаб работы, достаточно сказать, что на одну книгу надо отчеканить примерно 45 металлических форм, а сам учебник выходит тиражом 25 — 30 экземпляров. То есть мастеру у станка нужно 45 раз поменять формы и на каждой пластине сделать 25 оттисков. Когда вся книга пропечатана таким ручным способом, ее начинают собирать в большую папку — опять–таки руками.

Не слишком ли все это хлопотно в наш высокотехнологичный век?

— Полностью перейти на машинное производство — значит потерять качество, — рассуждает мастер участка изготовления книг методом Брайля Андрей Андрухов. — Это очень тонкий процесс. Ведь даже если делать фальцовку (сгибание страниц) автоматом, то где–то техника вдавит точку, повредит шрифт. К слову, здесь есть свои стандарты: расстояние между точками, их размеры...

КАК ДЕЛАЮТ РИСУНКИ

Конечно, далеко не все иллюстрации и фотографии можно адаптировать для незрячих. Но многое удается. Карты по географии и истории, рисунки протистов и бактерий из биологии, картинки опытов из химии и физики и даже цвета можно перевести в рельефно–точечные знаки. Печатается все это на особой бумаге из полистирола — из такого же материала изготавливаются, к примеру, стаканчики для йогурта. Начинается процесс с фотополимерной пластины, на которую наклеивают негатив рисунка. После мастер вручную начинает высверливать каждую точку, а затем шлифовать, чтобы убрать лишние детали. А когда сделана первая проба и все согласовано с издательством, можно начинать делать весь тираж. В большую машину–печку закладываются 6 таких форм и огромный лист полистирола. Под высокой температурой за 1 — 1,5 минуты на листе отпечатываются 6 рисунков, которые потом попадают в готовую книгу.

Одна книга учебного пособия, выполненная рельефно–точечным шрифтом по системе Брайля, стоит около 450 рублей. А учебник по одному предмету может состоять из 7 — 9 томов. На столь высокую цену влияют и маленький тираж, и уникальность производства, и стоимость материалов.

savitskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter