Обсуждаются спорные вопросы

Вчера поздно вечером Александр Лукашенко провел переговоры с российским руководством...

Вчера поздно вечером Александр Лукашенко провел переговоры с российским руководством. В Москве откровенно обсуждались все спорные вопросы, существующие в наших отношениях: будущее Таможенного союза, вывозные пошлины на российскую нефть, цена на газ, перспективы строительства первой белорусской АЭС. О результатах мы сообщим уже в следующем номере. Днем Президент посетил научно-производственное объединение, где создавался, а сейчас проходит последние испытания белорусский спутник. Выведет его на орбиту ракетоноситель «Союз» — самый надежный космический транспорт, которому доверяют даже перевозку космонавтов. Любопытно, что вместе полетят два спутника-близнеца. Второй будет российским.


НИИ электромеханики, объединенное в НПО с заводом имени А.Г.Иосифьяна, которое внимательно обошел вчера Президент, раньше было известно просто как завод № 627. Он был учрежден в первые месяцы Великой Отечественной войны для производства военной техники. Сегодня предприятие специализируется на электрооборудовании для авиации, морского флота, АЭС. Последнее особенно заинтересовало Александра Лукашенко. Ведь россияне вроде бы не прочь строить атомную станцию в Беларуси...


С начала 60–х годов местными конструкторами построено 72 космических аппарата. Здесь же создавался «БелКА». И уже готов новый белорусский спутник. Генеральный конструктор Леонид Макриденко (кстати, наш земляк из–под Гродно) рассказал мне, что аппарат полностью собран и укомплектован, осталось только испытать.


Испытание на прочность — это важнейший этап подготовки к выводу на орбиту. Он может длиться месяцами. Причем если в процессе обнаружится какая–то ошибка, после ее устранения придется возвращаться к самому началу. Поэтому никто ничего не загадывает. Но председатель президиума Национальной академии наук Михаил Мясникович пожелал журналистам, забросавшим его уточняющими вопросами, встретиться на Байконуре в конце года...


«Если три года назад шла речь сугубо о запуске и эксплуатации «БелКА», то сегодня Беларусь реализует более широкую космическую программу. Кроме самого спутника, практически готов наземный комплекс управления, — подчеркнул Михаил Мясникович. — Таким образом Беларусь будет обладать самодостаточной системой дистанционного зондирования Земли». Раньше мы получали аналогичные данные из России, но теперь будем в этом смысле независимыми.


Наше желание стать космической державой обусловлено главным образом прагматическими соображениями. Будет сохранена научная школа. Обеспечены заказы нашим предприятиям. И, разумеется, прямая выгода, то есть доход. Уже поступили заказы на услуги, которые в перспективе будет оказывать белорусский спутник. Наши партнеры готовы заплатить 44 миллиона долларов. В целом Михаил Мясникович надеется, что белорусская космическая программа заработает 200 миллионов долларов.


Беларусь намерена развивать свою космическую программу. Об этом заявил вчера Президент. В нашей Академии наук, допустим, считают, что пришло время для принятия решения о белорусском спутнике связи. Это тоже своего рода коммерческий проект, потому что сейчас белорусы платят иностранцам большие деньги за эти услуги.


...Между Минском и Москвой настолько тесное сотрудничество в космической сфере и доверительные отношения, что белорусский центр управления сможет вести российский спутник, а Москва сможет управлять белорусским аппаратом. Так, по крайней мере, задумано, по словам генерального конструктора Леонида Макриденко.


Такого уровня доверия пока не хватает политическим отношениям между двумя государствами. Сейчас самый острый вопрос в двусторонних отношениях — это Таможенный союз, из которого Россия предлагает исключить нефть. Предложение продавать союзникам по организации нефть с пошлиной совершенно уникальное, поскольку ни в одном Таможенном союзе, которые существуют в мире, такого нет. Россияне, правда, обещают, что пошлины исчезнут по мере того, как Таможенный союз превратится в Единое экономическое пространство. Однако о данных ранее обещаниях в Кремле забывали уже неоднократно. Яркий пример — цены на газ. В 2006 году был подписан контракт, в котором оговаривалось, что стоимость «голубого топлива» для белорусов постепенно, год от года будет подниматься параллельно с ценами на внутрироссийском рынке. Это был принципиальный момент, поскольку в противном случае белорусские предприятия оказываются в худшем положении по сравнению с их конкурентами из России. Произошел именно этот неприятный случай. Москва решила пожалеть своих собственных потребителей газа и отодвинула сроки подорожания на несколько лет. При этом о белорусах и о заключенном с ними соглашении забыли... Подобные нестыковки должны были быть обсуждены и сняты на вчерашних переговорах на высшем уровне в Москве.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter