Обстановка по требованию

В конференц–зале «СБ» разговор о мебельной отрасли

Многие из нас еще помнят старые недобрые времена всеобщего дефицита. Тогда хорошая мебель в квартире считалась чуть ли не мерилом жизненного успеха. Ее брали с боем, если «выбрасывали», ее «доставали», на нее записывались в очередь. А теперь, зайди в любой магазин, глаза разбегаются — океан мебели, полный многообразия стилей, форм, цветов и оттенков. «Доставать» ничего не надо, бери все, что душе угодно. Нет денег? Можно в кредит. Как говорится, любое требование, любой каприз. А вот среди читательских писем нет–нет да и промелькнет недовольное: лучше, мол, не стало, нормального выбора нет, все либо очень дорого, либо безвкусно, никакого сравнения с импортом. Но так ли это на самом деле? Ведь известно, что белорусская мебель в основном вся уходит на экспорт. Конкурируем же как–то...

О том, как живет наша мебельная отрасль, какие у нее проблемы и какими видятся перспективы, вели разговор в конференц–зале «СБ» член Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу Палаты представителей Геннадий Давыдько, начальник отдела кооперации и специализации деревообрабатывающих и мебельных производств концерна «Беллесбумпром» Мирослав Пухальский, директор комбината мягкой мебели ЗАО «Пинскдрев» Ян Гинель, главный инженер ЧСУП «Гостиница «Европа» Виктор Дубровский и директор «Дома торговли «Свислочь» Михаил Рак.

В.Дубровский: На первый взгляд у нас действительно много мебели и мягкой, и корпусной. Но когда приходишь выбрать что–то себе, честное слово, одна тоска. Я искал то, что бы соответствовало моим представлениям об удобной добротной мебели, очень долго. Все какое–то одинаковое. Понравилась спальня, оказалось — российского производства. На нашу посмотришь — сразу видно, что материал качественный, а вот обработка... То ли технологии, то ли дизайн, но чего–то нам постоянно не хватает. Лично у меня такое ощущение, что на всем этом многообразии остался налет какого–то стандарта советских времен. Причем далеко не лучшего.

Я.Гинель: Не знаю, не знаю... У нас уровень производства достаточно высокий: и у корпусной, и у мягкой мебели. По мягкой я вообще не могу найти на Западе чего–то для себя необычного: мы знаем все технологии и оснащены нормальным оборудованием, есть свое конструкторское бюро, работает много талантливых дизайнеров. Естественно, следим за мировым опытом в этой области, стараемся не повторяться и не отставать. Разрабатываем модели и в авангардном, и в классическом итальянском стиле, не упускаем из виду и мебель, рассчитанную на массового потребителя.

Г.Давыдько: Человек со средним достатком за жизнь успевает всего лишь раза два–три сменить мебель. И хорошо, если его желание и возможности совпали с таким изобилием, которое мы наблюдаем сейчас. Не устраивает готовое — заказывай! Любых фирм и стран, любой обивки и дизайна. Нарисуют, сделают, подвезут и смонтируют. Только плати! А вот когда с «плати» проблема, начинаешь шоп–тур по магазинам, где торгуют отечественной мебелью. Правда, и там цены тоже кусаются. Опять же утешает, что это не ежегодная необходимость.

Я.Гинель: Так и раньше на мебель цены не были низкими. А выбора вообще не было. Сейчас хочет кто–то иметь мебель не такую, скажем, как у соседей, знакомых, может заказать размеры, дизайн, расцветку ткани и так далее. У нас практически вся мебель идет под заказ.

М.Рак: Согласен, желание что–то сделать лучше у наших мебельщиков есть. Но не всегда все у них получается: то цена явно завышена, то дизайн неприемлемый. Ассортимент и модельный ряд в целом, есть такое ощущение, не меняется годами. Спору нет, бывают и довольно–таки оригинальные образцы. Но никто их не раскручивает. Ждут, что товар сам по себе вдруг начнет пользоваться спросом? Экономят на рекламе?

Вот в конце прошлого года в Минске прошла выставка мебели. И я уверен, что далеко не все, что там выставляли, будет производиться. Во всяком случае, так было после каждой выставки — отчитались и забыли.

«СБ»: Может, из–за нереальных цен? Кстати, на что спрос выше: дешевую или дорогую модельную мебель?

М.Рак: Примерно одинаковый. Конечно, мы стараемся максимально удешевить свой товар. Например, продукцию наших СП — совместных предприятий — продаем даже дешевле, чем на рынке, имея неплохие скидки за счет объемов закупок. На наших площадях выставлено все, что пользуется спросом: есть и классика, есть и модерн, представлены также образцы в стиле ретро и этно.

Г.Давыдько: Я предпочитаю очень простую мебель, без лишних витиеватостей и претенциозности. Идеальная мебель, по–моему, должна быть незаметной, функциональной, удобной. И, конечно, красивой. Но вне моды. Мне лично больше по душе классика. Поэтому реклама каких–то очень уж модных предметов интерьера меня интересует лишь как общее направление культуры быта, как новый фон, на котором будут разыгрываться все те же старые истории человеческих отношений. Хотя иногда нельзя не восхититься новыми материалами, тканями, оригинальными сочетаниями, которые используются современными производителями мебели.

«СБ»: «Пинскдрев» в последние годы замахнулся на самый высокий уровень моделей мебели. Например, взять ту, которая красуется в гостинице «Европа»...

Я.Гинель: Мы поставляли туда модель «Малага». Это серийная мебель, но она выглядит достаточно достойно для пятизвездочного уровня и по качеству, и по внешнему виду. Были мелкие замечания, но мы быстро все недоработки устранили.

В.Дубровский: Да, она действительно выглядит очень достойно.

М.Пухальский: Конечно, если бы качество и дизайн были не на уровне, на Западе мы не смогли бы вообще ничего продать.

Я.Гинель: Ежемесячно минимум 50 грузовиков у нас уходит в Германию и Бельгию. В основном это кожаная мебель, требования к качеству, естественно, жесточайшие. К сожалению, там мы работаем не под своим именем и мало кто знает, что это продукция белорусская. Создать собственную систему продаж в Германии пока не сумели. Но тем не менее сотрудничество с нашими западными партнерами дало свои плоды: с их помощью мы прибавили в плане модельного ряда, навыков, принципов управления производством.

М.Пухальский: Бобруйский «Фандок», например, делает мебель по заказам известной фирмы «Икея». Их вполне устраивает качество...

В.Дубровский: Конечно, заметно, что стремятся наши мебельщики к более высокому уровню, но это пока еще не всегда и не всем удается. Основные номера в «Европе» меблированы продукцией «Бобруйскмебели» — кровати, встроенные шкафы, столы. Качество довольно высокое, особенно для люксов. Но кое в чем были и вопросы: где–то под лаком слой пыли или что–то еще в этом роде. Были также замечания по встроенным шкафам. То двери двигаются туговато, то не предусмотрена защита от попадания пыли — нет уплотнителей с ворсом. Корпусная мебель в служебных помещениях — тоже качество не очень: не успели установить — шурупы и замки повыскакивали. Согласен, пинские стулья в ресторане — супер, не уступают итальянским. Но у них нет подлокотников, а по нормативам для такого уровня отеля они должны быть.

М.Рак: Причина большинства наших проблем — человеческий фактор: то покупатель обнаруживает две правые двери в фабричной упаковке или фурнитуры некомплектность... А потом начинается канитель с претензиями. Изъяны встречаются у всех, у кого–то больше, у кого–то меньше, но они есть. Здесь главное — сроки устранения, чего, кстати, требует и закон о защите прав потребителей.

Я.Гинель: Оборудование и технологии у нас в основном современные, и если встречается брак — да, это вина персонала. Не хватает у людей ответственности, понимания, что это — рейтинг, это имя, это настроение покупателя, спрос и в конечном итоге доходность предприятия и зарплата работников.

«СБ»: Но ведь это же легко определить, кто какую операцию делал, кто допустил брак...

Я.Гинель: При сегодняшнем уровне компьютеризации отслеживаются все технологические процессы: кто раскраивает кожу, кто производит обивку, в какую минуту и так далее. Наказываем рублем, но, как видите, не на всех действует. Приходится содержать большие штаты контролеров ОТК, а это затраты, которые потом лягут в стоимость мебели. Но изменить отношение людей к работе сложно, как ни контролируй. Тем более когда есть дефицит рабочей силы и не такая уж и высокая зарплата.

«СБ»: Работники говорят: дай высокую зарплату, будут и дисциплина, и качество. Странно, а почему не наоборот? А как вообще решается проблема кадров в отрасли?

М.Пухальский: В основном инженерные кадры готовит Белорусский технологический университет. В год он выпускает 75 — 80 специалистов для мебельного и деревообрабатывающего производства, из них около 15 дизайнеров. В том числе технологов. Я бы не сказал, что «Пинскдрев» уж очень обижен молодыми кадрами. Здесь проблема больше в оттоке специалистов: одни, отработав положенный срок и набравшись опыта работы, уходят в бизнес, другие просто уезжают в более крупные города.

Я.Гинель: Многие минчане, которые приехали, скажем, по распределению, даже не скрывают: пройдем у вас школу и уедем. Дорогое это удовольствие — 5 лет учить, а потом куда–то отдать. Подготовка кадров среднего звена — бригадиров, мастеров — тоже проблема, нет у нас в городе ни своего техникума, ни училища. А в то же время многие пинские ПТУ имеют проблемы с трудоустройством выпускников. Готовим сами специалистов с нуля: платим опытным мастерам за наставничество, инструкторам производственного обучения. И эти затраты тоже ложатся на себестоимость, на цену мебели.

«СБ»: Ассортимент, дизайн, качество, цена: над чем в первую очередь необходимо работать производителям? Или проблема в неразворотливости, слабой организации производства?

М.Рак: Не на всех еще предприятиях понимают, если на то пошло, что они делают продукцию для продажи. А ведь мебельный магазин берет только то, на что есть спрос. Покупатель сегодня ждет от наших производителей мебель в современной «трактовке» не только по дизайну, но и по наполнению — современным материалам, фурнитуре и т.д. У нас же все как–то делается больше по привычным направлениям, изменения происходят медленно и всегда на шаг–два отстаем.

Я.Гинель: Не соглашусь с вами. Мы изучаем спрос постоянно, ищем ниши, выпускаем опытные партии, отслеживаем покупательский интерес. Хорошо если процентов 20 новых моделей приживается. Но обновление ведем постоянно. Сейчас ставим задачу как минимум 4 — 5 моделей в месяц осваивать. Наши дизайнеры в постоянном поиске, все новое проверяется практикой, насколько удачна та или иная модель.

М.Пухальский: Предприятия концерна больше выпускают мебели из натуральной древесины: дуба, березы, сосны, ольхи. Это наша ниша, и мы основной упор делаем именно на это направление. Хотя не отказываемся и от других. Спрос на такую мебель на мировом рынке достаточно устойчив. Сейчас очень важно в максимально быстрые сроки модернизировать оборудование предприятий. За счет этого мы сможем еще более улучшить качество и дизайн, поспевать за модой, расширить номенклатуру с учетом спроса. Работать на внешнем рынке становится все сложнее и сложнее. Очень уж быстрыми темпами развиваются наши конкуренты: Китай, Польша, Россия.

«СБ»: У нас много ввозится комплектующих. Есть ли смысл подумать о собственном их производстве?

Я.Гинель: Дело в том, что у нас поролона своего нет, тканей практически нет, механизмов тоже почти нет — 95 процентов покупаем в России, кожи вообще никакой нет. А раз нет комплектующих, их приходится ввозить. Наш огромный экспорт держится на немалом импорте. Ввозные же пошлины закладываются в цену продукции. Пока программа импортозамещения в целом, считаю, не продвигается. Ищем инвесторов, пытаемся организовать собственное производство. Спрос на комплектующие всегда будет — мебельных производств у нас в стране сегодня предостаточно.

М.Пухальский: В корпусной мебели доля своих комплектующих и материалов, если брать по стоимости, у нас 70 — 80 процентов, а вот в мягкой мебели — 20 — 30. Жизнь показывает, что не всегда все выгодно производить самим. Кроме того, надо будет еще и кого–то потеснить на рынке, кто уже давно работает в этом сегменте. Вы все знаете, как сложно конкурировать с дешевыми китайскими товарами. Так что тут надо все хорошо просчитывать и точно знать, с чем можно выходить на мировой рынок, а с чем нельзя.

Что касается изготовления собственного поролона. Здесь есть определенные сложности. Во–первых, это экологически небезопасное химическое производство, во–вторых, сырье все равно придется ввозить — своего–то нет...

Конкурировать с западными странами и по тканям, и по красителям, и по клеям тоже непросто. Что–то ввозим, что–то свое используем. Но, надо признать, россияне нам по–хорошему завидуют. У нас, считают они, сложилось оптимальное соотношение импорта и экспорта, мы точно просчитали, что нам выгодно самим производить, а что импортировать. И что даже то, что мы ввозим из комплектующих, нам удается потом выгодно реализовать в экспортируемой мебели.

Я.Гинель: Российские мебельщики считают нас одним из основных конкурентов, а это говорит о многом. По данным прессы, 18 процентов их импорта мебели — белорусского производства. У нас 30 процентов мебели остается в Беларуси, 70 идет на экспорт, из них 18 — 20 — в Западную Европу, остальное — в страны СНГ.

«СБ»: Произвести — одно, продать — другое: что сложнее, на ваш взгляд? В чем секреты успешной торговли?

Г.Давыдько: Думаю, производить хороший товар так же сложно, как продавать плохой.

М.Рак: Искусство торговли — непростое дело. Для нас лучшая реклама, когда клиент уходит от нас довольным. Сегодня мало просто продавать мебель, надо чтобы все было в комплексе — и доставка, и сборка, как говорится, товар «под ключ».

Когда много выставлено однотипной мебели, покупателю сложно сориентироваться и выбрать то, что ему нужно. Он не представляет, как она будет выглядеть в его квартире. Поэтому мы выставляем основные образцы мебели в интерьере, а дальше уже идет работа продавца с каталогами. Он расскажет ему, что у нас есть, какие цены, что можно купить сейчас, а что заказать. Конечно, реорганизация торгового зала потребовала немалых расходов на переоборудование площадей, но продажи выросли! И главное, покупатель доволен. Существует у нас и система неименных дисконтных карт с накопительной системой скидок. А это значит: можешь купить для себя, можешь отдать соседу, другу, родственнику — процент скидки все равно будет расти.

Но самая большая проблема наряду с браком — это сроки поставки под заказ. Трудно поверить, но у нас есть предприятия, срок изготовления мебели у которых до 60 дней! Мы из Китая везем товар клиенту под заказ за 90 дней...

«СБ»: Чего, на ваш взгляд, не хватает белорусским производителям мебели, чтобы стать вровень с самыми известными зарубежными марками?

Г.Давыдько: Мы можем все: и производить, и продавать. Только быстрее все надо делать, чтобы конкурировать с мебелью и китайской, и итальянской, и малайзийской, и польской, и любой другой. А если создать нормальные условия для частника, как показывает мировой опыт, государство будет еще больше в выгоде. Что, у нас мало частного иностранного капитала? Так пусть и свой развивается.

М.Пухальский: Он развивается. На долю нашего концерна приходится 42 — 43 процента всей производимой мебели в стране. Лет 6 назад было 80 процентов. И это из–за того, что в последние годы резко выросло число мебельных предприятий в СЭЗ, а также в малом и среднем бизнесе. Надо отметить, что все новые производства, созданные за этот период времени, используют современное оборудование и технологии. Качество продукции постоянно растет, география поставок расширяется. Наша мебель стоит в Национальной библиотеке, Дворце Республики, гостиницах «Европа», «Виктория», в комплексе «Силичи», экспортируется в страны ЕС и СНГ. Это о чем–то говорит.

«СБ»: Но проблема не столько в том, чтобы просто расти и развиваться, а чтобы конкуренты не опередили — сокращать издержки, привлекать инвестиции...

М.Пухальский: Вот потому мы и работаем на привлечение инвесторов. Интерес есть у китайцев, россиян.

Я.Гинель: Мы сегодня сотрудничаем с крупным производителем мебели в Польше, продукция которого идет только на экспорт в Европу. Это предприятие в несколько раз мощнее нашего, с завершенным циклом производства, очень эффективное с точки зрения рационального использования ресурсов и системы управления производством. Они, например, каждый день знают себестоимость, а мы только раз в месяц по бухгалтерскому балансу. Если так работать, как они, никакая ВТО нестрашна. И так работать требует время.

Г.Давыдько: У нас много подражаний известным фирмам, но очень много и своего. Вот говорят, что китайцы научились только заимствовать, а мне кажется, что качество их, так сказать, копий уже начинает спорить с оригиналом. Так что главные успехи и у нас еще впереди.

Я.Гинель: Законодатели мод по–прежнему итальянцы. На выставках в Кельне, Милане — там они всегда в центре внимания. Отличить итальянскую мебель от белорусской, конечно, всегда можно.

М.Рак: Да, моду, как и раньше, диктует Европа, но, например, китайцы реагируют на изменения гораздо быстрее остальных. Например, модели, которые можно было увидеть на выставке в Кельне, доходят до нас с опозданием на годы, а им хватает буквально нескольких месяцев, чтобы организовать производство той или иной новинки.

«СБ»: Какой вы видите белорусскую мебель завтрашнего дня?

Я.Гинель: Угадать здесь сложно. Сейчас мы прогнозируем отход от классических форм. Мебель должна быть многофункциональной, легко перестраиваемой в зависимости от необходимости. Ну и важна оригинальная нетрадиционная расцветка тканей.

М.Рак: Да, востребована именно модульность. Это когда из отдельных блоков, из стандартных модулей ты сам можешь создать неповторимый индивидуальный интерьер.

Г.Давыдько: Нужно не только реагировать на спрос, но и воспитывать вкус. Кто–то выбирает яркую, броскую подделку под известную фирму, пренебрегая тем, что и качество обивки не то, и «дерево» не из дерева, и «металл» из пластмассы, — ему нужна видимость комфорта, а не сам комфорт. И мебель он покупает не для себя, а для гостей. Для себя мы ведь ищем что–то удобное и из экологически чистых материалов. Именно такой и должна быть мебель.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter