Общий язык

О национальном разнообразии

Хорошие новости пришли из Вильнюса. Во–первых, на здании бывшей белорусской гимназии (недалеко от Острой брамы с почитаемой чудотворной иконой) открыли мемориальную доску — в честь ксендза Адама Станкевича, просветителя и борца за национальную школу. Во–вторых, в педагогическом университете литовской столицы отметили 20–летие центра белорусского языка, литературы и этнокультуры. Его открыли в самый трудный для Литвы, да и для Беларуси год — 1991–й. Но именно тогда в Вильнюсе начала возрождаться белорусская культурная жизнь.


На Гродненщине еще в 90–е годы появились две литовские школы — одна государственная, в Рымдюнах, вторая частная, в Пелясе. Всего в них учатся 120 ребят. Немного. Но это все, кто изъявил желание получить образование на литовском языке. И государство обеспечило это право своим гражданам.


Стоит ли удивляться, что «национального вопроса» в Беларуси не возникает. По одной простой причине: еще до его «постановки» даются четкие ответы. Так, Игорь Попов, начальник отдела по делам религий и национальностей Гродненского облисполкома, готов долго перечислять акции, которые власти проводят вместе с Союзом поляков на Беларуси и литовской общиной. Здесь ежегодно организуют районные и областные конкурсы поэзии и знатоков польской орфографии. В библиотеках открыты «фонды национальной литературы», проходят фестивали: «Августовский канал в культуре трех народов», «Полонез» в Слониме, чемпионат Европы среди литовских общин по баскетболу. К слову, с начала года национальные сообщества получили от облисполкома 150 миллионов рублей помощи. Это не «сумасшедшие» деньги, конечно, но и немалый вклад в культурное разнообразие страны, ее единство. А по сути, помощь своим гражданам, желающим сохранять обычаи предков: литовские, польские, белорусские, чувашские — любые.


В соседних странах пристально следят за тем, как Беларусь заботится о национальном разнообразии. Мы поддерживаем литовскоязычное образование — по ту сторону границы, в Вильнюсе, работает белорусскоязычная школа имени Франциска Скорины. В ней учатся 120 ребят. В июне в Вороновском районе пройдет заседание белорусско–литовской комиссии по школьным вопросам. В прошлый раз собирались ровно год назад в Вильнюсе. И эти совещания — скорее повод обменяться достижениями. Ведь когда две стороны идут навстречу друг другу — спорить не о чем.


Такая же школьная комиссия создана и с польской стороной. Но, как признался Юрий Гладков, начальник управления общего среднего образования Минобразования, с коллегами из–за Буга наши представители встречались последний раз в марте 2009 года (после 5–летнего перерыва!). Очередной «саммит» намечали на нынешний февраль. Соседи на переговоры в Волковыск не приехали. Без указания причин...


Можно, конечно, гадать, почему инициатива диалога проигнорирована. Да, есть между странами нерешенные политические вопросы. Но при чем тут дети? В Польше учатся говорить и писать по–белорусски 3.000 ребят на дополнительных уроках в школах, гимназиях, лицеях. И у нас, в Гродно и Волковыске, 520 мальчишек и девчонок получают образование по–польски — в двух школах. Кроме того, на факультативах по всей стране 4.312 учащихся познают основы польской речи. Очевидно, чиновникам есть что обсудить: от корректировки программ (ведь каждый год в системе просвещения появляются новации) до обмена педагогами. Разговор между коллегами из двух стран пошел бы лишь на пользу диалогу культур.


Как бы то ни было, у нас как были, так и останутся польские и литовские школы. Примечательно, что Минобразования даже разработало спецпрограммы для 1 — 11–х классов по польскому (а также еврейскому) языку и литературе. Беларусь всегда открыта к диалогу. Со всеми соседями. И на любом языке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter