Общий сбор

В Краснопольском районе создают новую модель

В Краснопольском районе создают новую модель


О реформировании села можно говорить много. Но не надо быть экономистом, чтобы понять: простая смена вывески — механическое переименование колхоза в ОАО, СПК, ЗАО, холдинг и т.д. — результата не даст. Реформа — это в первую очередь изменение психологии крестьян. Которые, к сожалению, нередко на ура воспринимают лишь лозунг «Все вокруг колхозное — все вокруг мое» и тащат из родного хозяйства, что хорошо и не очень хорошо лежит. А вот к работе, мягко говоря, относятся с прохладцей. В Краснопольском районе устали уговаривать колхозников взяться за ум. Решили коренным образом преобразовать существующую систему аграрного производства. В результате здесь не осталось ни одного самостоятельного колхоза. А скоро из перечня предприятий исчезнут совхоз — если точнее, УКСП — «Дружба» и местное ОАО «Райагропромтехснаб». Они, как и еще недавно существовавшие сельхозкооперативы, войдут в состав государственного предприятия «Краснопольский». Хозяйство это будет размером с район.


На первый взгляд идея достаточно спорная. Но у председателя Краснопольского райисполкома Александра Ветошкина свои резоны.


— Годы после Чернобыля развратили целое поколение, — убежден Александр Александрович. — Многие привыкли к тому, что, особо не напрягаясь на рабочем месте, можно пусть и не шикарно, но прожить. За счет мизерной зарплаты, «чернобыльских» пособий и гуманитарной помощи. В последние годы мы были вынуждены оставлять хорошие земли. И отнюдь не радионуклиды тому виной. Землю просто не было кому обрабатывать. Или еще пример. Когда я пришел на должность председателя райисполкома, первым делом объехал все фермы. От увиденного схватился за голову. Разруха, коровы по колено в навозе стоят... Помещения отремонтировали, начали закупать новое оборудование. Рассчитывали, что эта помощь изменит отношение людей к труду. Не вышло... Поэтому и решили объединить все хозяйства под началом толкового руководителя — председателя уже бывшего колхоза «Краснопольский» Василия Бардонова. Смысл? Сегодня коровы у нас содержатся на 21 ферме, а будут — на трех, где ответственные доярки и современное оборудование. В эффективности подобной структуры убедился на практике. В прежние годы весной 3 тысячи гектаров колхозы с горем пополам засевали за полтора месяца. В эту же посевную со всем справились за 12 дней: могли оперативно перебрасывать технику, где она нужна была в первую очередь. Боюсь сглазить, но в этом году мы планируем получить урожай зерновых раза в полтора больше, чем в 2007–м.


Однако процесс «собирания колхозов» шел в районе непросто. В каждом бывшем хозяйстве провели собрания, на которых люди высказывались о грядущей реорганизации. На одних сельчане сразу голосовали «за», на других желаемого результата удалось добиться с нескольких заходов. В том же «Краснопольском» крестьяне лишь с четвертого раза дали «добро» на объединение. До этого были категорически против. Одним из главных противников являлся и... нынешний директор объединенного хозяйства Василий Бардонов. Мол, «не хочу на шею никого сажать» — и все. Представители райисполкома его переубеждали долго...


Но и сейчас, когда объединительный процесс идет полным ходом, всеобщего «одобрямс» от жителей района мне услышать не удалось. Мужики, встреченные на главной улице райцентра (по виду явно крестьяне), стали наперебой убеждать меня в том, что лишь Бардонову по силам поднять с колен сельское хозяйство района. «Хозяин он, порядок наведет», — подвел черту под короткой беседой один из них.


— Вместе, может, и будет лучше, — задумалась доярка «Краснопольского» Елена Елич. — Теперь район помощь будет давать в одни руки, а не разбрасывать по крохам на каждое хозяйство. Может, новое оборудование купим, технику.


А вот работницы этого же хозяйства Оксана Макась и ее мать Любовь Владимировна категорически против объединения в одно большое предприятие:


— Была зарплата нормальная и всегда вовремя ее получали. А теперь боимся, что и в заработке потеряем.


Тревогу людей понять можно: жили спокойно, как все, а тут свалившийся как снег на голову эксперимент... Кто знает, чем он обернется? Руководитель районной «вертикали» крестьян успокаивает как может. В первую очередь — перспективами заработка. Говорит, что к концу года средняя зарплата работника будет как минимум полмиллиона рублей. Теперь получают в лучшем случае 300 тысяч... Другое дело, что заработок гарантирован лишь тем, кто будет работать. Остальных в «Краснопольском» держать попросту не будут. То есть пресловутая и почитаемая многими халява, когда за видимость труда можно было получить пусть небольшую, но копейку, для многих заканчивается. И каждому, кто живет в деревне, пришло время сделать выбор. Есть желание трудиться — пожалуйста: земле всегда нужны рабочие руки.


Грядут изменения и в структуре районной «вертикали». Исчезнет за ненадобностью управление сельского хозяйства — для руководства одним сельхозпредприятием чиновники не нужны. Местная власть станет более мобильной. Что тоже на руку жителям района.


Уже возвращаясь из Краснополья, вспомнил достаточно грустную ситуацию, свидетелем которой был лет десять назад. В одном из колхозов работники напрягались изо всех сил и получали более–менее приличную зарплату. В соседнем хозяйстве трудились с ленцой. Не было показателей — не было и денег. Узнав о процветании соседей, бездельники чуть ли не забастовку объявили. Чтобы погасить конфликт, райисполком взял кредит на зарплату «протестующим». В итоге денег они получили больше, чем те, кто работал. Случайно или нет, но результаты успешного хозяйства с того момента пошли вниз. Люди решили: зачем надрываться, если район без поддержки и так не оставит. Конечно, это частный, но весьма красноречивый пример воспитания у крестьян иждивенчества. Но сегодня от этого придется отвыкать. И, судя по всему, не только на Краснопольщине. Прослышав об эксперименте, в райцентр уже звонили из Наровлянского района. Там тоже подумывают об объединении колхозов...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter