Общий рынок — общий успех

Если вы соглашаетесь в чем-то уступить при вхождении, то...

Если вы соглашаетесь в чем-то уступить при вхождении, например, в какой-либо союз, то должно быть ясно, что вы от этого выигрываете. Поэтому позиция Беларуси в части подготовки Договора об Евразийском экономическом союзе предельно понятна: никаких изъятий и ограничений во взаимной торговле между странами-участницами. Судя по всему, Россия и Казахстан хотели бы оговорить некоторые особенности. Как белорусские и казахстанские интересы согласуются с интересами России, возможен ли компромисс между экономиками разных размеров и разной структуры? Ответы даст, скорее всего, встреча на высшем уровне 29 апреля в Минске.

Действительно, перекраивая при вступлении в Таможенный союз условия на автомобильном и некоторых иных рынках, Беларусь рассчитывала и рассчитывает на ответные плюсы для себя. Частично, прежде всего по экспорту продовольствия, эти ожидания оправдываются. Но остаются определяющие для белорусской экономики, фундаментальные отрасли — нефтяная и топливная, химическая и легкая промышленность, машиностроение.

Поэтому Президент Александр Лукашенко, принимая 16 апреля с докладом премьер-министра Михаила Мясниковича, подтвердил твердую позицию белорусской стороны: устранение всех изъятий и ограничений в Евразийском экономическом союзе. Как в торговле, так и в движении капиталов и рабочей силы. Договор о союзе на пути к подписанию, времени для устранения шероховатостей и поиска согласия все меньше. Нельзя сказать, что согласия нет. Но вот изъятия и ограничения все-таки тут как тут...

«Поэтому мы из этого исходим, — уточнил Президент. — Много на сей счет, конечно, спекуляций, якобы мы преследуем свои цели и т.д. Как будто мы должны преследовать цели Евросоюза или США...»

Понятно, что каждый думает о своих национальных интересах. И встраивает их в продекларированные цели экономического союза. «Мы тоже многое теряем, по сравнению с Россией мы небольшая страна, и понимаем, чего это нам может стоить, — добавил глава белорусского государства.— Но, тем не менее, коль решили, мы в этом направлении действуем».

Тем временем встреча Михаила Мясниковича с председателем правительства России Дмитрием Медведевым в формате один на один показала, что можно успешно решать вопросы во взаимной торговле. Так, российская сторона поддержит закупки белорусской сельхозтехники, но с учетом ее «локализации». То есть не менее 30 % и выше в этой сельхозтехнике должны составлять произведенные в России узлы и детали. При ближайшем рассмотрении так и оказывается. Особенно если учесть покупаемую в России комплектацию и то, что сборочные производства в регионах РФ есть нынче у МТЗ, «Гомсельмаша» и «Бобруйскагромаша». И Дмитрий Медведев дал поручение вице-премьеру Аркадию Дворковичу: при расчете локализации учитывать комплектующие, приобретаемые в России белорусскими заводами.

Ну а в подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе есть позиция белорусской стороны — без изъятий и ограничений (количественных, качественных, тарифных) с 1 января 2015 года. И есть желание Казахстана и Российской Федерации по-иному сформулировать некоторые положения, оговорить некие переходные периоды, когда будут действовать ограничения, прикрывающие те или иные внутренние рынки. Но Беларусь не согласна с таким подходом: союз создается, чтобы рынок был общим. А значит, например, для казахстанской нефти и зерна не должно быть преград на пути в Беларусь, но и для белорусского текстиля и мясных продуктов не должно быть барьеров на пути в Казахстан. И грузовик МАЗ должен иметь те же возможности на рынке России, что и КамАЗ. Эти вопросы, конечно, можно решать на двусторонней основе. Но ведь можно решить их с помощью экономического союза.

Обсуждение проекта Договора о ЕАЭС премьер-министрами трех стран в Москве показало, что есть хорошее продвижение к подписанию документа. По заявлению Михаила Мясниковича, большинство решений по срокам и деталям формирования единого рынка найдено. «Непреодолимых препятствий я не вижу, хотя есть достаточно много чувствительных позиций, которые станут предметом обсуждения главами государств», — сказал глава белорусского правительства.

Таким образом, наступает весьма важный момент в процессах экономической интеграции. После некоторых жертв во имя общего рынка его участники хотели бы увидеть конкретные плюсы и дать почувствовать эти плюсы населению своих стран. И понять, и объяснить людям, какие плоды принесли и принесут жертвы, на которые страны идут. Ведь союз будет жизнеспособен, если в сумме выиграет все государство и все сограждане, а не отдельные производства или отрасли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter