В поисках утраченного: малая родина Станислава Монюшко

Общительная музыка Станислава Монюшко

Сувенирная открытка с портретом Монюшко. Начало ХХ века
Кантаты, духовная музыка, оперы, балеты, оперетты, песни, музыка к спектаклям... Полонезы, вальсы, мазурки. Пьесы для домашнего музицирования. Жаль, кино тогда не было, а то Станислав Монюшко написал бы прекрасные мелодии и к фильмам, как в наше время Евгений Глебов, Андрей Петров или Микаэл Таривердиев. Его сочинения также отличались тем, что находили душевный отклик у самой широкой публики, хотя и простенькими их никак не назовешь, они совпадали по камертону с глубинными эмоциями, чувствами людей независимо от социального статуса и национальности. Ведь любовь, доброта, верность, честь и достоинство вне времени и расстояний, о них всегда наши переживания, мечты и чаяния. О том же и «общительная» музыка Станислава Монюшко, первые аккорды которой рождались на белорусской земле, на Минщине, ставшей малой родиной выдающегося музыканта. Да, Станислав Монюшко — классик польской оперы. Но на протяжении многих лет он тесно соприкасался и с белорусской культурой, что не могло не отразиться на его творчестве, особенно раннем.

Родился Станислав Монюшко 5 мая 1819 года в имении Убель теперь Червенского района Минской области. В родительском доме Монюшко собирались творческие люди. Мать будущего композитора (Елизавета Маджарская, наследница Яна Маджарского, создавшего производство слуцких поясов) прекрасно пела, играла на фортепиано, она же стала и первым музыкальным наставником сына, отец увлекался рисованием. Когда семья переехала в Минск, начались его занятия музыкой под руководством дирижера минского губернского оркестра и замечательного педагога Доминика Стефановича. Затем была учеба в Берлинской певческой академии.

Убель. Дом, в котором родился Монюшко. Конец XIX века

В 1840 году Монюшко переехал в Вильно, женился на Александре Мюллер, служил органистом в костеле, уже сам давал уроки музыки. И, конечно, писал. Тогда в основном вокальные произведения, и некоторые из них — на сюжеты и тексты белорусских народных песен, переведенных на польский язык Яном Чечотом, Владиславом Сырокомлей, Адамом Мицкевичем. Получившаяся серия сборников обрела общее название «Домашний песенник». В своих исследованиях специалисты отмечают, что песни Станислава Монюшко в значительной степени изменили музыкальный бытовой и концертный контекст Беларуси и Польши, прежде ориентированный на итальянские, французские и немецкие романсы.

Монюшко за работой. Начало ХХ века

Создание первых музыкальных комедий и небольших комических опер Станиславом Монюшко связано с Беларусью. В 1834 году минские любители музыкально–театрального искусства поставили оперетку «Конторские служащие» совсем еще юного сочинителя Монюшко, в 1841 году — в Гродно, а в 1943–м в Минске был показан его шуточный спектакль «Лотерея».

Станиславов. Театр имени Монюшко. 1930-е годы

Значительную часть наследия Станислава Монюшко белорусского периода составили произведения на религиозную тематику, среди которых четыре «Остробрамские литании». Многие музыковеды считают эти произведения выдающимся достижением композитора в области религиозной музыки.
Фрагмент из оперы Монюшко «Галька». Начало ХХ века

На либретто Винцента Дунина–Марцинкевича Монюшко написал оперетты «Рекрутский набор», «Соревнования музыкантов», оперу «Волшебная вода». В феврале 1852 года в Минском городском театре состоялась премьера произведения, в котором зазвучал белорусский язык: труппа В.Дунина–Марцинкевича поставила оперу «Сельская идиллия», музыку к которой создал С.Монюшко. Фактически впервые с белорусской театральной сцены звучали национальные мелодии. В произведение входила сцена с традиционными белорусскими танцами. Успех был оглушительным. Однако власти посчитали спектакль «вредным», и оперу запретили, хотя кое–где ее все же удалось поставить — в Бобруйске, Слуцке, Несвиже и Глуске. К сожалению, об опере быстро забыли, клавир потеряли, за исключением одного фрагмента.

Но самую большую популярность Станиславу Монюшко принесла, конечно, знаменитая опера «Галька»: ее первоначальная редакция в двух актах прозвучала в концертном исполнении в 1848 году в Вильно, а в 1856–м — в Минске.

В 1858 году Станислав Монюшко переехал в Варшаву, где получил должность дирижера Большого театра. Там он поставил несколько своих опер и среди них версию «Гальки» в четырех актах.

Вильно. Памятник Монюшко. 1930-е годы
Кстати, еще одну известную оперу Станислава Монюшко «Страшный двор», написанную в 1865 году, впервые в СССР поставил Государственный театр оперы и балета БССР в переводе на белорусский язык Максима Танка. Было это в 1952 году.

С 1864 года и до последних дней жизни Монюшко служил профессором Музыкального института в Варшаве. И в этом же году последний раз композитор побывал в Минске. На протяжении всей жизни Станислав Монюшко поддерживал тесную связь с белорусскими музыкантами, оказывал им самую разностороннюю помощь в творческой деятельности.

Умер Станислав Монюшко в 1872 году. Он стал классиком польской музыки. Но был и остается частью белорусской культуры. Еще 5 мая 1969 года, в день 150–летия композитора, в Червенском районе открылся музей Станислава Монюшко — филиал Червенского районного краеведческого музея. В честь Станислава Монюшко названы улицы в Минске и Гродно. 3 сентября 2016 года у минской городской Ратуши открыт памятник создателям белорусской национальной классической оперы — композитору Станиславу Монюшко и драматургу Винценту Дунину–Марцинкевичу: неподалеку от Доминиканского монастыря, где Монюшко некогда играл на органе. Многие места вокруг площади Свободы связаны с его именем. Например, в Ратуше на площади действовал оркестр под руководством Доминика Стефановича, у которого Монюшко учился игре на фортепиано. Здесь же находился городской театр. Здание по соседству также связано с именем Монюшко. В нем действовала гимназия, в которой Монюшко учился три года в начале 30–х годов XIX века. Кстати, среди известных гимназистов той поры был и будущий поэт Томаш Зан, на стихи которого Монюшко писал свои песни. К площади Свободы примыкает улица Интернациональная (ранее Валоцкая), на которой сохранился дом, в котором жила семья Монюшко. Памятники композитору установлены в Вильнюсе, Варшаве. О нем знают и помнят по всему миру.

Фрагмент из оперы Монюшко «Грабина». 1900 год

Любопытный факт. На одной из Венецианских бьеннале зрителям представили необычный документальный фильм о постановке оперы «Галька» Станислава Монюшко... в гаитянской деревне Казале, где живут потомки польских легионеров. Сказать, что постановка носила экзотический характер, особенно для местных жителей, — ничего не сказать. Но для авторов арт–проекта не экзотика стала главным движущим моментом, хотя культурное и ментальное столкновение, как говорится, налицо: профессиональные певцы из Европы работали с оркестром из Порт–о–Пренса и танцорами–охотниками из Казале. Своей работой они хотели привлечь внимание «к сложностям истории и иронии судьбы, чтобы создать реальные связи, которые пока существуют лишь на символическом уровне». Произведение Станислава Монюшко для того подошло по всем статьям. Ведь и белорусу, и поляку, и немцу, и гаитянцу понятны простые человеческие радости и горести, переживания и надежды. Все это можно услышать в мелодиях нашего выдающегося земляка. Такая вот она, музыкальная идиллия Станислава Монюшко.

Владимир ЛИХОДЕДОВ.

likchodedov@mail.ru

Галина УЛИТЕНОК.

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter