В сотрудничестве Беларуси и России нужны совместные промышленные цепочки, транснациональные корпорации, общие проекты

Общие программы укрепят наш союз

Александр Лукашенко и Владимир Путин четко дали понять, что выступают за углубление интеграции в рамках Союзного государства, но на равноправных условиях. Некоторые эксперты проводят параллели с Европейским союзом, но белорусский лидер недавно заявил: у Беларуси и России накопился большой опыт взаимодействия в рамках целого ряда интеграционных структур, который позволяет подойти нетрадиционно, с учетом национальных особенностей и интересов обоих народов к новому, более тесному межгосударственному сотрудничеству.

Георгий ГРИЦ, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».

В принципе, в этой позиции нет ничего нового. Александр Лукашенко ее исповедует с тех пор, как пришел к власти в середине 1990-х. Исторически его позиция по отношению к России состояла в необходимости углубления интеграции, но с условием, чтобы эта интеграция была горизонтальной. То есть не поглощение Россией, где все решает Москва, а создание некоего межгосударственного объединения, участники которого будут равноправны. И в последнее время белорусский Президент явно дает понять, что в рамках такой концепции он со своим российским коллегой готов идти очень далеко в плане интеграции.

Формат «Союзное государство» абсолютно правильный, и слово «союзное» не носит формального значения. Но ту форму, которую сегодня представляет Союзное государство, нужно наполнить конкретным содержанием. Поэтому союзные отношения развивать необходимо, иначе начнутся обратные процессы дезинтеграции, в которых никто не заинтересован.

Как политический субъект Союзное государство так и не смогло состояться в силу объективных обстоятельств — отсутствия экономического базиса. У него нет экономических активов, его бюджет формируется дотациями из национальных бюджетов России и Беларуси. Национальные правительства оказались не готовы ни делегировать власть, ни обеспечить собственными экономическими активами Союзное государство.

Однако схожесть политических систем, ментальность правящих элит и действия так называемого коллективного Запада по свержению действующей власти в России и Беларуси (что в текущий момент приобретает особую значимость) позволяют выстраивать принципиально новые союзные отношения. Да, по большому счету, иного выбора у обоих лидеров нет. Примеры Югославии, Сирии, Ирака, а теперь и Афганистана это хорошо показывают.

Подведем некий итог. Во-первых, Союзное государство — это механизм коллективного принятия решений. Только вместе согласовывая решения, только идя на уступки, члены союза могут преодолеть разногласия. Во-вторых, межгосударственные интересы должны следовать в фарватере даже не национальных, а наднациональных интересов. В-третьих, это создание совместных институтов, которые бы скрепляли всех членов союза: промышленные цепочки, транснациональные корпорации, общие проекты. В то же время не стоит пытаться объять необъятное. Нужно в первую очередь обеспечить важнейшие стратегические направления в каждой из отраслей экономики. Таких, как энергетика, промкооперация, логистика, денежно-кредитные отношения и ряд других. Впрочем, это уже, скорее, вопросы тактики, то есть отраслевых программ, которые будут разрабатывать для конкретизации положений стратегии. И наверное, последнее: сегодня обе стороны очень много внимания уделяют вопросам торговых войн. А надо заниматься превентивными мерами и меньше использовать государственные национальные формы для решения этих конфликтов внутри интеграционного объединения. Именно для преодоления указанных проблем и предназначены дорожные карты.

Таким образом, сегодня главное, что стратегическое решение принято. А уж как именно наши страны, особенно элиты, станут его реализовывать, будет видно по ходу событий.

В ТЕМУ

За годы существования Союзного государства урегулировано множество проб­лем, касающихся равных прав граждан: на участие в хозяйственной деятельности, получение образования, приобретение и владение имуществом и защиту права собственности, трудоустройство, оплату труда, предоставление других социально-правовых гарантий, на социальное обеспечение и медицинскую помощь.

В Карелии строятся два крупных предприятия по производству дорожной и лесозаготовительной техники на базе белорусского «Амкодора», «Брянсксельмаш» развивается на базе технологий «Гомсельмаша», Череповецкий литейно-механический завод собирает тракторы «Беларус». Немало таких элементов в военно-техническом сотрудничестве. В системе ПВО «Полонез», которой по праву гордится военно-промышленный комплекс Беларуси, есть и элементы российских производителей. В то же время российские средства ПВО используют шасси Минского завода колесных тягачей. И подобных примеров множество.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter