Общие горизонты

Вчера закончился визит в Минск представительной делегации из Латвии...
Вчера закончился визит в Минск представительной делегации из Латвии. Члены правительства, бизнесмены, работники газет и телеканалов соседней страны смогли напрямую пообщаться с Беларусью. Этот контакт, судя по всему, каждому из гостей принес определенные плоды. Впрочем, не менее значимой эта встреча была и для белорусской стороны.

Мой коллега, журналист рижской газеты «Час» Виктор Подлубный, приехавший к нам впервые с советских времен, признался, что его многое удивило. «У вас замечательные дороги, ухоженные здания, тротуары. Мне рассказали, что в Беларуси предприятия платят большие налоги. У нас они гораздо меньше. Бизнесу проще развиваться. Но множество замечательных зданий в Латвии имеет захолустный вид, да и автомагистрали наши, признаюсь, похуже»... Самым большим впечатлением для представителей латвийских масс–медиа стал выезд в деревню Ореховка Кличевского района. «Такого развития инфраструктуры на селе я раньше не видел, — поделился со мной Виктор Подлубный. — В деревне, или, по–вашему, агрогородке, открыта новая поликлиника, Дом культуры, детский сад. Молодые специалисты, приехавшие туда по распределению, получают коттедж. И что больше всего нас поразило, таких, как говорили в советские годы, образцово–показательных хозяйств у вас по всей стране больше тысячи...»

Признаюсь, я с интересом слушал рассказы Виктора о его белорусских впечатлениях и о тех процессах, которые происходят сегодня в латвийской экономике. Наши соседи «прыгнули» в капитализм резко, за одну ночь... Сегодня в Латвии, после 15 лет реформ, все предприятия частные. Кому–то, выражаясь фигурально, это принесло прибыль, кто–то оказался в убытках. С тезисом, прозвучавшим на открытии II Белорусско–Латвийского инвестиционного форума, о том, что наши страны, несмотря на разные экономики, имеют громадное поле для сотрудничества, латвийские журналисты абсолютно согласны (и в самом деле, зачем отказываться от обоюдной выгоды в угоду политическим предрассудкам отдельных лиц). К слову, мысль о необходимости укреплять экономические связи получила свое развитие на переговорах представителей правительства и бизнеса двух стран...

С Альфредом Чепанисом, возглавляющим Латвийско–Белорусскую ассоциацию по содействию экономическому сотрудничеству, я беседовал на ступенях Дома Правительства сразу по окончании приема латвийской делегации заместителем Премьер–министра Виктором Бурей. Эта важная встреча должна была «уложиться» в полчаса, а продлилась час. Мой собеседник излучал оптимизм. «У вас благоприятное настроение». – «Да, и я этого не скрываю, — ответил на мою реплику г–н Чепанис. — Мы плодотворно пообщались, обсудили вопросы перевалки белорусских удобрений через латвийские порты, железнодорожные тарифы, продажу белорусских тракторов на нашем рынке... Кстати, вы знаете, что 7 из 10 тракторов, которые продаются в Латвии, — это «Беларус» (признаюсь, для меня это было открытием. — В.В.). Наши крестьяне привыкли работать с вашей техникой, к тому же она намного дешевле, чем те же «Джон Диры». Мы предлагаем белорусской стороне создать СП по производству тракторов в Латвии, это позволит выходить вам на рынок ЕС, минуя таможенные барьеры». «А кроме того, мы предлагаем создать СП по перевалке калийных удобрений в Вентспилсском порту, — добавил еще один участник встречи в Доме Правительства председатель правления АО «Калия паркс» Николай Баштовой. — Мы очень заинтересованы в том, чтобы создать самые лучшие условия для белорусского производителя калийных удобрений. И, кстати, скажу по секрету, что уже идет работа над технико–экономическим обоснованием проекта по созданию совместного предприятия в Вентспилсе». «А в чем его привлекательность?» — поинтересовался я. «Беларуськалий», Белорусская железная дорога, Латвийская железная дорога, «Калия паркс» станут одной общей цепочкой. Грузопотоки на ней и финансы сможет регулировать «Беларуськалий». Мы готовы предоставить ему контрольный пакет. А латвийская сторона получит гарантированные объемы загрузки порта (кстати, через Вентспилс транспортируется 3,5 миллиона тонн калия в год). Для нас это очень важно. Сегодня наши отношения строятся на год. А мы заинтересованы строить их на десятилетия», — подчеркнул Николай Баштовой.

Что ж, думаю, это взаимная заинтересованность. Причем по всем направлениям. И следующий белорусско–латвийский форум, который состоится в Риге в 2007 году, уверен, откроет новые горизонты.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter