Общепит: работа на результат

По итогам пяти месяцев общепит успешно выполнил показатели

По итогам пяти месяцев этого года в отрасли успешно выполнены установленные прогнозные показатели развития

В настоящее время отрасль общественного питания, образно говоря, держится на трех китах: специализация, межрайонный опт и шоковая заморозка. Эти направления хозяйственной деятельности были определены Правлением Белкоопсоюза в качестве приоритетных. 

— Мы не стали распыляться, акцентировав внимание на наиболее перспективных на данный момент, с экономической точки зрения, вопросах, — отметил первый заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Александр Яковчиц. — Их реализация позволит вывести отрасль общественного питания на качественно новый уровень в соответствии с современными предъявляемыми требованиями.

Такое мнение Александр Владимирович высказал на пленарном заседании республиканского семинара-совещания, участники которого проанализировали ход выполнения стратегии развития отрасли. Пленарному заседанию предшествовало ознакомление с работой ряда объектов отрасли в Молодечненском, Мядельском и Логойском районах. Участники семинара имели возможность на практике убедиться, что при грамотной организации дела и ответственном отношении к выполнению поставленных задач можно получать впечатляющие результаты.

Взять, к примеру, межрайонный отпуск продукции собственного производства. В Минском облпотребсоюзе это направление находится на постоянном контроле и, как следствие, стало одним из главных факторов повышения эффективности отраслей общепита и торговли. По информации начальника отдела общественного питания облпотребсоюза Дмитрия Плеханова, после передачи школьных столовых в районах в ведение органов образования создалось сложное положение. Включение межрайонного отпуска продукции собственного производства сторонним организациям в розничный товарооборот позволило не только компенсировать вызванные этим решением потери, но и в целом увеличить объемы деятельности. Была разработана и доведена до каждого райпо конкретная программа производства собственной продукции в соответствии с утвержденным ассортиментом. Составлены схема и график обмена такой продукцией между районами столичной области, а также определены объемы ее выпуска. Были реанимированы даже те производства, которые в свое время по разным причинам пришлось закрыть.

Универсам «Удобный» в деревне Красное Молодечненского района, откуда стартовал семинар, нетипичный в смысле организации плотной работы с межрайонным оптом, у него несколько иные функции. Этот притрассовый объект представляет потребкооперацию на автодороге Минск — Молодечно, что предполагает в первую очередь максимальное удовлетворение запросов транзитных покупателей. Пользуется магазин популярностью и у местного населения, о чем свидетельствуют показатели торговой деятельности: среднемесячный товарооборот за пять месяцев составил 425 миллионов рублей, тогда как за соответствующий период минувшего года имели 281 миллион. Тем не менее здесь были единодушны в том, что успех достигнут в том числе благодаря реализации продукции собственного производства, которая возросла с 78,3 до 115 миллионов рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом, обратите внимание, 75 миллионов рублей получено от реализации продукции по межрайонному опту. Среди основных поставщиков — общепиты Воложинского, Борисовского, Любанского и других райпо Минщины, которые трижды в неделю доставляют сюда изделия собственного производства. А чтобы не гнать обратно машину порожняком, ее в обязательном порядке загружают товарами. Схема работает бесперебойно и, как видим, очень даже результативно.

В минувшем году Белкоопсоюз приобрел в городе Молодечно пятнадцать объектов торговли и общепита, которые были переданы в ведение ЧУП «Поречье». Среди них был и кафетерий, который размещался в пристройке к универмагу. Заведение представляло собой обычную «забегаловку», хотя и размещалось в очень удобном месте в центре города, а товарооборот не превышал 1,5 миллиона рублей. Положение изменилось, когда за дело взялись кооператоры. К проходившим в минувшем году в Молодечно республиканским «Дожинкам» здесь открылось кафе-бистро «Родны кут», работающее по принципу «фри-фло». Отличительной чертой подобных объектов является свободное движение по линии раздачи, и они становятся все более популярными. По словам Дмитрия Плеханова, экономический эффект достигается прежде всего за счет высокой оборачиваемости одного посадочного места — до пятидесяти человек в течение рабочего дня кафе.   

В «Родным куце», который рассчитан на 60 посадочных мест, линия раздачи расположена в длину без каких-либо поворотов. Сделать ее иначе не позволили размеры помещения. Однако, судя по всему, это обстоятельство ни в коей мере не смущает посетителей. В кафе всегда многолюдно. Поэтому в коллективе не сомневаются, что вложенные в модернизацию объекта 2 миллиарда рублей окупятся сторицей. Штат кафе составляет 35 человек, в том числе имеется 15 поваров и 2 бармена. Хотя значатся 3 официанта, но их обязанности сводятся в основном к уборке посуды с обеденных столов. Приготовление части блюд производится на виду у посетителей — пицца, блины, вторые блюда, холодные закуски. Ежедневно ассортимент в меню представлен более чем 50 наименованиями.        

— Кафе очень полюбилось местным жителям и гостям города, — говорит начальник отдела общественного питания Белкоопсоюза Александр Гошко, — хотя, когда его открывали, высказывались некоторые сомнения, поскольку, дескать, общепит в Молодечно не востребован.

Скептики, как видим, ошиблись, чему можно только порадоваться. Режим работы кафе — с 10 до 23 часов. Здесь активно используют продукцию шоковой заморозки. Полуфабрикаты поставляют Поставское райпо и ЧУП «Поречье Белкоопсоюза», которое, кроме всего прочего, два раза в неделю завозит сюда и кондитерские изделия собственного производства. Неудивительно, что кафе-бистро «Родны кут» стало в городе своего рода визитной карточкой общепита потребкооперации. За пять месяцев среднемесячный товарооборот составил 325 миллионов рублей, а в мае вообще вышли на показатель в 414 миллионов рублей.

Такой же визитной карточкой, но уже придорожного сервиса на автомобильной трассе, ведущей из Минска в Поставы и дальше в страны Евросоюза, является кафе «Беларуская хата». Правда, более верно говорить о нескольких таких объектах, которые представляют собой торгово-развлекательный комплекс. «Беларуская хата-1» появилась еще в 2010 году. В состав комплекса входят кафе с таким же названием, магазин и гостиница. Место дислокации — курортный поселок Нарочь в Мядельском районе. Официально это филиал Минского облпотребсоюза «База отдыха «Нарочь», а фактически — детище директора Ирины Ермакович, которая в одном лице является также и технологом, и заведующей производством, и даже дизайнером — лично расписывала красками стены в подвальных помещениях, где сегодня разместились четыре оригинальных обеденных зала кафе «Беларуская хата», из которого, собственно говоря, и возник комплекс.

— Из подвала вывезли 160 машин мусора, — рассказывает Ирина Иосифовна, — сами придумывали интерьер, специализацию объекта, ассортимент обеденного меню и, думаю, не ошиблись в расчетах. Сегодня от посетителей нет отбоя. Особенно облюбовали кафе минчане, которым нравится проводить здесь банкеты и другие торжественные мероприятия. Так ведь и повара у нас отменные, лично занималась подбором кадров.

В результате среднемесячный розничный товарооборот общепита за пять месяцев по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом увеличился с 60,4 до 127,1 миллиона рублей. Темп роста — 137,9 процента. Между прочим, за 19 дней в июне объем розничного товарооборота уже достиг 300 миллионов рублей, и не случайно здесь связывают большие надежды с летним сезоном.

Честно говоря, можно только по-доброму позавидовать деловым и организаторским качествам Ирины Ермакович, которая действительно обладает, что называется, предпринимательской жилкой. Ведь именно с ее подачи «Беларуская хата» стала популярным на Мядельщине брендом. В последних числах минувшего года с легкой руки Ирины Иосифовны появился в районе еще и придорожный объект с таким названием. Правда, возник он не на пустом месте. Прежде здесь было кафе «Встреча», которое не имело даже кухни, не говоря уже о выпуске продукции собственного производства. В конце концов его закрыли по причине хронической убыточности в работе. В течение трех лет на дверях красовался замок, пока не было принято решение о передаче филиалу «База отдыха «Нарочь». И вот тут уж энергичный директор развернулась вовсю, в очередной раз подтвердив известную истину, что дело человеком ставится и славится.

— «Беларуская хата-2» — это пример того, каких можно добиваться блестящих результатов, передавая неэксплуатируемые объекты в руки толковых, предприимчивых людей, — так прокомментировал свершившийся факт начальник отдела общественного питания Белкоопсоюза Александр Гошко.

Действительно, можно без всякой натяжки утверждать, что кафе стало настоящим украшением автотрассы Минск — Поставы. Здесь все выдержано в едином национальном стиле: дизайн, интерьер, ассортимент блюд и даже посуда, в которой они подаются. Профессиональные качества персонала тоже не вызывают нареканий. Шеф-повар Сергей Прохар, например, прежде работал в Минске, но решил переехать на постоянное место жительства в Мядель к родителям. Не скрывал, что работа в кафе ему по душе, да и условия для работы отличные. Опять-таки на стажировку сюда прибыли студенты Могилевского государственного университета продовольствия. Не сомневаюсь, что объект придорожного сервиса станет для них хорошей практической школой профессионального мастерства.

«Беларуская хата-2» представляет собой комплекс, в состав которого входят кафе на 70 посадочных мест, продовольственный магазин и оригинальное предприятие «Драйв». В нем транзитные посетители могут заказать обеды в дорогу, приобрести сувенирную продукцию, в том числе с символикой «Беларускай хаты», — Ирина Иосифовна постаралась, чтобы о кооперативном бренде знали в разных уголках нашей республики и за ее пределами. Имеется также летняя площадка.

— Объект открылся зимой, — рассказывает Ирина Ермакович, — когда нельзя было рассчитывать на высокие показатели. Но важно было начать работать, чтобы подойти к летнему периоду без каких-либо недостатков. Считаю, что нам это удалось, а вообще, реально увеличить в разы объемы деятельности.

Насколько могли убедиться участники семинара, здесь все подчинено поставленной цели. Магазин, в частности, ориентирован в первую очередь на обеспечение продуктами питания кафе, что позволяет практически исключить потери в общепите. Через него идут туда колбасы, рыба, молочные изделия, другие товары продовольственной группы. Только мясо поставляется напрямую. «Драйв» тоже удачно вписался в общую стратегию развития комплекса, а его небольшой коллектив успешно справляется с возложенными обязанностями. В целом же вырисовывается очень привлекательная картина, которую по достоинству оценили участники семинара.

Последним объектом в программе семинара было кафе-бистро «Беларускi куток» в Логойске. Как отметил Александр Гошко, здесь наиболее полно реализованы те требования, которые предъявляются к предприятиям общепита, работающим по принципу «фри-фло». Между прочим, кафе тоже разместилось в не эксплуатируемом длительное время здании. Логойскому райпо с учетом всех затрат оно обошлось почти в один миллиард рублей. К семинару появилась в нем и барная стойка, что, по мнению председателя правления райпо Ирины Парахневич, позволит увеличить объемы деятельности. Пока же среднемесячный товарооборот сложился на уровне 105 миллионов рублей, но прослеживается положительная динамика. Так, в июне реально выйти на показатель в 150 миллионов рублей, а вообще, подчеркнула Ирина Михайловна, поставлена задача выйти на 300 миллионов. В таком случае удельный вес «Беларускага кутка» в общем товарообороте отрасли общественного питания составит 20 процентов. Зная не понаслышке о прекрасных деловых и организаторских качествах Ирины Парахневич, не сомневаюсь, что все у нее получится.

Подводя итоги семинара, первый заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Александр Яковчиц с удовлетворением констатировал, что общепит работает на результат. За пять месяцев темп роста товарооборота составил 103,3 процента при прогнозе 102,6 процента. В отрасли стабилизировалось финансовое положение. За четыре месяца с начала года получено 2,7 миллиарда рублей прибыли. Вместе с тем Александр Владимирович предостерег от самоуспокоенности, нерешенных проблем тоже предостаточно. В минувшем году, например, было открыто 72 новых объекта общепита, что можно только приветствовать. Однако, если обратиться к статистике, их общее количество в системе потребкооперации уменьшилось на 178 единиц.

На пленарном заседании была дана исчерпывающая характеристика состояния дел в отрасли во всех облпотребсоюзах. Ситуация неоднозначная, далеко не все резервы приведены в действие, имеют место обыкновенная пассивность и безразличие. По мнению участников семинара, таким негативным фактам должна даваться бескомпромиссная оценка. Что же касается стратегии развития отрасли, то она четко определена Правлением Белкоопсоюза: совершенствование кондитерского производства, внедрение в производство технологии шоковой заморозки, организация межрайонного отпуска продукции общественного питания, расширение сети специализированных объектов и придорожного сервиса. Теперь дело за исполнением.

На снимке: участники семинара-совещания.

Фото: Александр РУДНИЦКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter