Стабильно развивающиеся сельхозорганизации заслуживают большей самостоятельности – Василий Густырь

Общенациональный диалог

Подготовка к Всебелорусскому народному собранию — важнейшая политическая задача ближайшего времени. В преддверии форума, который определит стратегию и тактику развития государства на ближайшие пять лет, предлагаем высказаться всем, кто неравнодушен к судьбе своей страны, в нашей рубрике «Всебелорусское народное собрание. Строим страну вместе».

Виктор Матиевич, генеральный директор ОАО «Моготекс» (Могилев):

— На Всебелорусском собрании обсуждают много глобальных тем. Например, о развитии отечественной экономики, внедрении ее в мировой рынок. Но стоит ли в первую очередь останавливаться на них? Я был делегатом прошлого Всебелорусского собрания и помню, какую отличную программу тогда приняли. Речь шла о цифровизации страны, диверсификации, развитии частного бизнеса. Так вот, чтобы двигаться вперед и принимать какие-то решения, надо проанализировать выполнение предыдущей программы. Посмотреть, что сделано, а что нет. И почему. Уверен: проведенная во время заседания совместная работа над ошибками позволит нащупать некие болевые точки и увидеть наиболее эффективные пути развития. В советском прошлом так и было: на съезде ­КПСС анализировали работу за прошедшую пятилетку, а потом принимали решения. Разве это было плохо? Не думаю. Так почему не воспользоваться опытом прошлых поколений? Единственное, по итогам анализа прошлой программы нельзя ни в коем случае механически переносить несделанное в следующую. Необходимо учесть изменившиеся за эти годы реалии. К примеру, тот же локдаун из-за пандемии, активно влияющий на мировую экономику.

Василий Густырь, председатель СПК «Свислочь» Гродненского района, заслуженный работник сельского хозяйства Беларуси:

— Был делегатом первого, второго и третьего Всебелорусского народного собрания. Впечатления сильны и остры до сих пор, как будто это было только вчера. Никакой пустой говорильни, все четко и по делу! Лично убедился, что это особый форум народовластия, где мы сообща определяли задачи на ближайшие пять лет. В итоге страна развивалась бурно и поступательно: за пятилетку порой проделывали путь, который некоторые государства не могли пройти и за несколько десятилетий… И поэтому мне больно и обидно за то, что происходит сейчас в выходные дни на улицах Минска. Я это понимаю так: меньшинство, отстаивая чьи-то частные интересы, в агрессивной форме пытается навязать свою волю большинству. Общество взбудоражено этим, его пытаются расколоть.

 Да, у нас были ошибки. Скажите, а у кого их нет?! Нужно понять и простить. Важно говорить, предлагать, договариваться, выслушивать различные точки зрения — в споре рождается истина.

Что бы я хотел услышать на Всебелорусском народном собрании? Как аграрий, более пятидесяти лет проработавший на земле, хотел бы принятия решения о частной собственности на землю. Полагаю, что сельскохозяйственные кооперативы, подобно нашей «Свислочи», которые успешно развиваются уже десятки лет и стабильно имеют ежегодную прибыль в четыре — пять миллионов рублей, заслуживают большей самостоятельности. А для этого земля должна быть не в аренде, а принадлежать сельхозкооперативам.

Татьяна Мисюра, школьный библиотекарь (Гомель):

— Я всю жизнь работаю в сфере образования и считаю, что всей страной давно пора обсудить тему ответственности родителей за детей и самих детей за свое поведение в школе.

К сожалению, в последние годы у многих мам и пап проявляется такая жизненная установка: мы вам чадо привели, а дальше сами разбирайтесь. Педагоги будут разбираться, но родителям нужно помнить, что они к школе уже успели сформировать маленькую личность, которая имеет не только права, но и обязанности. Обязанности прилично себя вести, уважать учителей, не наносить материального вреда школе.
Необходимо разбираться в насущных проблемах в форме диалога за столом переговоров, а не оголтело, не слыша других, кричать на улицах.
Педагоги, разбирая конфликты, часто слышат от родителей: «А что я с ним сделаю? Он не слушается!», «Я вам ребенка отдала — вот и воспитывайте!», «Вы должны!» И учителя будут учить, воспитывать и терпеть.

Я не оправдываю коллег, которые допускают унижения, оскорбления или, что вообще неприемлемо, рукоприкладство. Но по сравнению с учениками они в этом вопросе совсем незащищенная сторона. Мне хотелось бы, чтобы ответственность за слова и действия несли ученик и его родители. И если в наше время морально убедить их в этом крайне сложно, то нужно воздействовать материально. Должны ли это быть штрафы и повсеместные видеокамеры для доказательной базы, не знаю. Но, возможно, безответственных родителей пора наказывать рублем.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter