Общее дело!

Несколько лет назад обсуждали с коллегами тогда только что прописанную в Конституции норму.
Несколько лет назад обсуждали с коллегами тогда только что прописанную в Конституции норму. Были и скептические оценки - не превратится ли процедура в скучную формальность. Не станет ли представление Послания простым зачитыванием с листа стандартного набор фраз. Сейчас споры позади. Даже скептики теперь отдают должное избранной Президентом динамичной манере общения. Кстати, обращает на себя внимание то, что стилистика выступлений Александра Лукашенко всегда неизменна и ее характер не зависит ни от количества людей, к которым обращается Президент, ни от их статуса. И в рабочих поездках с простыми людьми, и так, как вчера с парламентариями, он общается, будто в первый раз. В том смысле, что не навязывает априори с высоты положения свои взгляды слушателям, а, проявляя к ним уважение, простым языком объясняет свою позицию, мотивацию принимаемых решений и постановку тех или иных задач. В этом, на мой взгляд, одно из проявлений силы власти - она не приемлет формализма.

Президентское послание - это программа. Стратегический план, по которому будет жить страна в этом году, с которым свои действия будут сверять и законодатели, и исполнительная власть. Документ определяет русло развития государства и общества, а потому весьма многогранен: раскрывает суть вещей, происходящих в мире, дает их оценку, демонстрирует роль и место нашей страны в мировом сообществе, ее четкую позицию по отношению к явлениям и тенденциям современной жизни. На этом глобальном фоне рассматриваются политическая, экономическая, социальная ситуация внутри страны. Формулируются задачи ближайшей перспективы.

Из содержания Послания и тональности общения Президента с парламентариями имеет смысл сделать несколько важных выводов. Во-первых, показана полная несостоятельность известных "страшилок" о том, что Беларусь противопоставляет себя цивилизованному миру. Уважительные высказывания Александра Лукашенко о Евросоюзе, слова о том, что "с объединенной Европой мы должны иметь не просто хорошие, а очень хорошие отношения", как и подобает добрым соседям, не оставляют места для сомнений в открытости нашей страны для конструктивного как политического, так и экономического сотрудничества. Но при непременном условии взаимного уважения и святости суверенитета. Оно же ставится во главу угла в теме дельнейшего развития интеграционного процесса с Россией. Это во-вторых. Сколько бы ни говорилось о том, что Лукашенко "сдаст" Беларусь, этого не происходит и в помине. Не произойдет и впредь. Целостность государства, его самостоятельность и независимость неизменно провозглашаются первейшими ценностями.

Третий важный момент, который я для себя отметил, в самой конструктивности дискуссии, развернувшейся после оглашения текста Послания. Конечно, здесь не обошлось без пары попыток вывести диалог из рабочей тональности. Демократичная природа Парламента оставляет место и для подобного. Но в целом депутаты адресовали Президенту рабочие вопросы. Ответы на них, обсуждение вариантов решения насущных проблем как местного масштаба, так и общегосударственного, наглядно показали, что власть едина и в оценке ситуации в стране, и в понимании путей ее развития. Именно единство всех ветвей власти Александр Лукашенко назвал главным залогом социальной стабильности и сплоченности белорусского общества. В верхах нет раздрая, здесь не занимаются перетягиванием одеяла, а работают сплоченно в общих интересах. И парламентарии эту точку зрения разделяют. "Поставлены четкие ориентиры и приоритеты развития на ближайшую перспективу, - говорил мне председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Василий Хрол, - и очень важно, что успех их достижения Президент видит в слаженном взаимодействии всех ветвей власти. В том, что они должны быть едины, как пальцы одной руки". В том же смысле высказался и депутат Александр Гудков: "Только вместе можно решать столь серьезные задачи. Озвучена четкая, продуманная позиция по развитию общества. А главное - прослеживается не только конечная цель, но и процесс ее достижения. Взаимопонимание между законодателями, исполнительной "вертикалью", Президентом - непременный залог успеха".

Безусловно, высокие политические цели, напряженные экономические задачи, ориентация на ускорение и качество, требования дисциплины и ответственности - все это не вещи в себе. Это ступени, ведущие к построению сильной и процветающей Беларуси. Страны, в которой люди живут спокойно и уверенно, добросовестно трудятся и имеют соответствующий достаток. И поступательное движение вперед не замаскируешь ничем. "Мы видим, что благосостояние народа повышается. Подросли пенсии, зарплаты, на год взяты грандиозные планы, и итоги I квартала говорят о том, что мы идем уверенным путем, - говорит член Совета Республики Мария Золотухина. - Я с удовольствием услышала то, что Президент знает, как живет народ. В селе, в городе, в любом регионе. Он знает проблемы, которые есть в стране. И это радует. Он настоящий хозяин, патриот и все предпринимает для того, чтобы народу белорусскому жилось еще лучше. Я уверена, что так оно и будет". К этому стоит лишь добавить то, что установки Президента - важный элемент прогресса, но не единственный. Общий успех - в каждом из нас. Сумеем научиться чувствовать личную ответственность за судьбу страны - будем жить достойно. Ведь и президентская предвыборная программа призывает идти к сильной и процветающей Беларуси вместе.

После того, как Президент зачитал Послание, состоялось традиционное продолжение - депутаты обращались с вопросами к Главе государства. Надо сказать, что большинство вопросов имело "локальный" характер. Депутаты в основном обращались к Президенту с просьбами ускорить строительство школы либо больницы в своих избирательных округах. Планку подняла Ольга Абрамова, поставив перед Президентом несколько резонансных вопросов - о низкоэффективной, но дорогой для жильцов работе ЖКХ, а также о некоторых негативных явлениях, вызванных введением контрактной системы. Президент заверил депутатов, что по данным вопросам он хорошо осведомлен, а практические шаги в их позитивном разрешении будут сделаны незамедлительно.

Наверное, на "бомбу" рассчитывал депутат В.Фролов, когда вышел к микрофону и решил бросить Президенту "перчатку". В итоге получилась довольно забавная ситуация. Злую шутку сыграла с начинающим политиком большая и компетентная аудитория, а также явная переоценка своих ораторских возможностей. То, что эффектно выглядит в привычной тусовке либо в хлесткой газетной заметке, в диалоге на высшем уровне оказалось просто примитивным. Фролов хотел "срезать" Президента популярнейшей у оппозиции "фишкой", которая заключается в том, что у Президента есть, мол, некий личный "фонд", которым он распоряжается. Фролову показалось, что он нанес разящий удар, но ответ Президента был сокрушительным. Он объяснил депутату, что в стране существует государственный бюджет, за который, кстати, депутаты голосовали, а в бюджете есть специальный раздел, который называется "резервный фонд Президента". Он не секретный, при желании каждый депутат имеет право познакомиться с ним, так что никакой тайны здесь нет. Сенсации тем более. А то, что Фролов не знает таких элементарных вещей, говорит о его квалификации. Еще более наивно прозвучали инвективы оппозиционного депутата в отношении якобы "плохого" мнения Президента о расположенных на территории Беларуси российских военных базах. Это фантастическое обвинение выглядело совсем уж гротескно, и, кажется, Фролов сам понял, что выглядит в глазах своих коллег по Парламенту воинствующим дилетантом. Впрочем, к этим провокативным упражнениям г-на Фролова далеко не все отнеслись благодушно. Известный политик генерал-лейтенант Н.Чергинец довольно резко и принципиально высказал в глаза Фролову все, что он о нем думает. Выглядело это впечатляюще. Н.Чергинец, в отличие от Фролова, - боевой генерал, прошедший сражения, контузии, не раз смотревший в глаза опасности. Поэтому его слова о чести и достоинстве, которые несовместимы с политиканством и похотью к власти, прозвучали достаточно веско. На Фролова было просто жалко смотреть. Потом в кулуарах журналисты сравнивали этот эпизод с нокаутом, полученным на днях боксером Кличко. Действительно - политика дело не только ответственное, но и жесткое. Наверное, после веселых турпоездок по некоторым столицам, громких рекламных статей в минских газетах Фролов посчитал, что теперь может на равных соперничать с действительно сильными политиками. Но в нужный момент у него не оказалось ни логики, ни ораторского мастерства, ни харизмы. А возможно, всего этого никогда и не было...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter