Общее дело

Нефтяники помогли крестьянам на посевной

Нефтяники помогли крестьянам на посевной


...МАЗ, на котором Леонид Бородавко движется по трассе Орша — Лепель, сам по себе внушительных размеров, а тут еще — мигалка. Встречные легковушки почтительно снижают скорость и жмутся к обочине.


— Не боязно каждый день такой груз перевозить? — интересуюсь я у водителя бензовоза.


— Поначалу немного волновался, — откровенничает Леонид Егорович, который на чашникском участке РУП «Белоруснефть–Витебскоблнефтепродукт» десять лет крутит баранку, — но теперь внимания не обращаю. Главное, чтобы сердечко работало как часы! Здоровье у нашего брата должно быть не хуже, чем у летчика. Поэтому медкомиссию каждые два года прохожу. Не шутки, когда за спиной 9 тысяч литров солярки плещется!


Нынешняя посевная на Витебщине принесла горячие деньки и чашникскому подразделению «Витебскоблнефтепродукта», которое находится в деревне Варки. Колхозная техника, вышедшая на поля, требует солярки. Примерно половина хозяйств района посылают в Варки собственные бензовозы, которые в особо авральные периоды выстраиваются в очередь у проходной. А другой половине ГСМ по заявке развозят специалисты «Витебскоблнефтепродукта», техника у которых повместительнее будет: один рейс Бородавко, к примеру, заменяет 3 — 4 поездки небольшого колхозного бензовоза.


Рано утром перед Бородавко стоит задача — доставить дизтопливо в сельхозкооператив «Дворец труда», до которого километров 25. Чтобы колхозное топливо не продавали «налево», с этого года его стали красить в разные цвета (бензин — в синий, солярку — в зеленый). Собрав необходимые документы, водитель подъезжает на участок, где в порожнюю цистерну оператор Александр Зябко при помощи огромного пластмассового шприца добавляет гелеобразную жидкость темно–зеленого цвета. Когда МАЗ окажется под автоматической системой налива, струя солярки размешает зеленый гель, которого на огромную цистерну требуется меньше стакана. Счетчик, показатели которого дублируются на пульте в операторской, сигнализирует, что 9.070 литров «упакованы». Значит, можно отправляться в дорогу.


По приезде во «Дворец труда» Бородавко рассказывает о деревне Лазуты, где родился, о том, как после армии шоферил в роно и райисполкоме, о детях... На колхозном участке ГСМ он опускает шланг своего бензовоза в емкость, промаркированную буквами ДизТ, и подключает насос. А я в это время общаюсь с хозяйкой участка Раисой Войтовой.


— Сегодня в шесть утра я уже 25 тракторов и два МАЗа, занятых на посевной, заправила, — рассказывает она. — Солярки, что Егорович привез, нам на 4 — 5 дней хватит. Хорошо, что чашникский участок «Витебскоблнефтепродукта» такие услуги оказывает, а то наш бензовоз, требующий ремонта, стал на прикол. Самим не управиться, а работа ждать не будет.


В это время подъехал тракторист Николай Крицкий, возившийся до сих пор с колесом, пробитым накануне. Он заправляет свой «Беларус», на котором висит сеялка.


— Правду говорят, что крашеная солярка на мотор плохо влияет? — спрашиваю тракториста.


— Я месяц езжу — и ничего страшного, — отвечает Крицкий.


— А как в деревне относятся к тому, что топливо красить стали?


— Ненужная это работа, — улыбается собеседник. — Я солярку никогда не воровал, так мне все равно.


Не успел Бородавко вернуться в Варки, как у ворот участка к его МАЗу подбежал диспетчер сельхозпредприятия «Лукомль»:


— Егорыч, председатель «горючку» ждет. Заправляйся и айда к нам.


***


Бензин и солярку в Варки везут с «Нафтана» или Мозырского НПЗ по железной дороге. В неделю — цистерн 10. Своих резервуаров хватает, чтобы накопить более 500 тысяч литров, поэтому потребители могут не беспокоиться, перебоев не будет.


— Самое главное сейчас — посевная, — четко определяет приоритет начальник чашникского участка РУП «Белоруснефть–Витебскоблнефтепродукт» Алексей Крегер. — Мощностей и техники нашему слаженному коллективу, в котором трудятся 39 человек, хватает, чтобы обеспечивать все хозяйства Чашникского и частично — Бешенковичского, Сенненского и Лепельского районов. Такие крупные предприятия, как Лукомльская ГРЭС, завод керамзитового гравия, бумажная фабрика «Красная звезда», — тоже наши клиенты.


И это не считая трех собственных заправочных станций, на одну из которых, в Бочейково, в тот же день еще предстояло отправиться моему знакомому Леониду Бородавко. И частников, и «дальнобойщиков», следующих транзитом из России в Прибалтику или Польшу, цены и качество белорусской солярки вполне устраивают, поэтому они с удовольствием заливают ее в свои баки.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter